Уровень инфляции в России заметно снизился, однако существует ряд привходящих факторов, способных поменять траекторию ее изменения. Ранее Минэкономразвития в очередной раз пересмотрело собственный прогноз по итогам текущего года — 6,8% вместо 7,6%, запланированных ранее. При этом цель на 2026 год осталась неизменной — 4%. Действительно ли правительству и ЦБ удастся снизить инфляцию до прогнозируемых значений, что этому способствует, а что мешает и можно ли сейчас судить об уровне инфляции на 2026 год, — читайте в материале «Известий»
Реальные планыИнфляция на уровне 6–7% в конце 2025 года — это официальный прогноз, который практически совпадает в документах Банка России и Минэкономразвития, — многие экономисты соглашаются с такими расчетами.
По итогам девяти месяцев аналитики признают успех Банка России в деле обуздания инфляции. Осенью эффекты от проводимой регулятором жесткой денежно-кредитной политики отчетливо проявились, полагает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.
— По нашим оценкам, текущий уровень сентября — 4–6%, что на фоне высоких весенних значений 10% и выше дает показатель инфляции, близкий к таргету в годовом выражении, то есть 6–7%. Кредитование сильно замедлилось по сравнению с прошлым годом из-за фактически заградительных ставок, а значит, упал объем денежной массы в обращении (население предпочитало сохранять, а не тратить), произошло охлаждение потребительского спроса, вследствие чего цены на товары и услуги стали расти медленнее, — поясняет эксперт.
Кроме того, как указывает собеседница «Известий», из-за достижения предела для работодателей, которые активно повышали зарплаты в 2023–2024 годах, замедляется рост зарплат, а значит, и реальных доходов россиян, — поясняет она.
Между тем, по мнению Косаревой, итоговый результат будет проходить по верхней границе прогноза — 7–7,2%.
— Уже осенью и в начале зимы начнет сказываться эффект от повышения НДС, к которому бизнес начнет готовиться заблаговременно, повышая ценник на свой продукт, — добавила она.
В прогнозах с ней согласен сотрудник лаборатории макроструктурного моделирования Факультета экономических наук НИУ ВШЭ Григорий Жирнов.
— Отметим, что это не целевой уровень ЦБ, а прогноз, и относиться к этому нужно именно как к прогнозу. То есть при новых вводных прогноз может поменяться. Основной вопрос сейчас — когда и в какой степени начнется перекладывание в цены ожидаемого повышения НДС и сокращения УСН. Вероятно, что уже в ноябре-декабре этот эффект увидим, — рассуждает эксперт.
Прогноз 7% к концу 2025 года считает наиболее реалистичным завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии Александр Абрамов.
— В отсутствие непредвиденных обстоятельств цифры вполне реальные. Риски заключаются в опережающем росте цен на топливо, в потенциальном заметном ослаблении рубля к концу года, а также в замедлении снижения инфляции под влиянием ослабления денежно-кредитной политики, — предупредил эксперт.
С просьбой прокомментировать реальность прогноза по инфляции в 6–7% «Известия» обратились в Банк России, Минфин и Минэк. Но на момент публикации статьи ответов не получено.
Таргет маловероятенПротивоположную сторону в оценках заняла заместитель директора Банковского института развития Юлия Макаренко. По ее мнению, год завершится с показателем 9,5–10%. Свои оценки финансист объясняет мощными проинфляционными факторами, которые действуют параллельно с усилиями Минфина и Банка России.
— Во-первых, инфляционные ожидания, силу которых не стоит недооценивать. Сейчас показатель снизился до 12,6%, по данным Банка России, и всё равно это выше уровня, например, 2019 года, — напоминает она.
Во-вторых, заключает эксперт, рост цен на все товары и услуги во многом вызван повышением тарифов ЖКХ (на 11,9% в среднем по РФ в 2025 году) и стоимости автотоплива, которое сдерживает эмбарго на экспорт бензина. В-третьих, российское производство гражданской продукции не успевает за ростом спроса. Да, импортозамещение показывает завидные темпы — но до полного удовлетворения спроса еще далеко. Динамику сдерживают прежде всего высокие кредитные ставки. Очевиден перекос в сторону производства продукции для ВПК.
— В-четвертых, наметившийся курс на контролируемое ослабление рубля ради компенсации части выпавших доходов чреват ростом цен на импортные товары и отечественные товары с иностранными комплектующими и расходниками — вкупе с усложнившимися логистическими цепочками. Дважды в 2025 году индексировалась пенсия, весной пересмотрены условия по семейной ипотеке, куда включили вторичное жилье для некоторых городов. Обсуждается дополнительное облегчение финансового бремени для многодетных семей с ипотекой и т.д., — перечисляет Юлия Макаренко.
Она также указывает на смягчение монетарного курса, который чреват переходом от сберегающей модели потребительского поведения к тратящей, и это видно с оживлением кредитования минувшим летом. Высвобождается копившийся почти год спрос.
По расчетам АКРА, в умеренно-консервативных предпосылках о внешней конъюнктуре и курсе рубля к концу 2025 года инфляция может снизиться до 6,3% (декабрь к декабрю прошлого года), что соответствует среднегодовым 8,9%.
Прогноз на 2026-йОпрошенные эксперты разошлись в своих оценках уровня инфляции по итогам следующего 2026 года.
В 2026 году властям удастся снизить уровень инфляции до комфортных для экономики 4%. Но только при условии, если удастся избежать новых шоков, вызванных внутрироссийскими или, что более вероятно, глобальными факторами, — резюмирует Екатерина Косарева.
А по мнению Григория Жирнова, к декабрю 2026 года инфляция составит 5–6%. Главными проинфляционными факторами он назвал вероятное ослабление валютного курса, повышение НДС и рост инфляционных ожиданий от этих двух факторов.
В конце 2025 года — начале 2026 года нас, вероятнее всего, ждет примерно однопроцентный дополнительный рост цен, связанный с увеличение ставки НДС, комментирует старший директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов.
— Впрочем, — оговаривается он, — этот эффект воздействия на инфляцию будет достаточно краткосрочным. С учетом этого ожидаем инфляцию на уровне около 5% к концу 2026 года.