В России планируют законодательно утвердить статус военного волонтера. Проект закона, подготовленный депутатами «Справедливой России — Патриоты — За правду» (СРЗП), собираются внести в Государственную думу 1 октября, сообщили «Известия». Эта инициатива направлена на формирование единой системы социальной защиты добровольцев, участвующих в отправке гуманитарной помощи и оружия в зону специальной военной операции (СВО). В настоящее время многие независимые волонтеры не имеют права на получение социальных выплат в случае гибели или травмы, отметили представители волонтерских организаций «Известиям». Однако избыточная централизация может осложнить оперативное оказание помощи, предупреждают сами добровольцы. Одновременно представители «Единой России» выступают в поддержку текущей системы, предусматривающей регистрацию волонтеров с возможностью получения компенсаций.
В материале «Известий» рассматриваются причины появления данной инициативы в Госдуме и мнения самих волонтеров.
В России планируют закрепить в законодательстве официальный статус военного волонтера, который занимается доставкой гуманитарных грузов и оружия в зону СВО. Законопроект, подготовленный депутатами СРЗП, будет внесен в Госдуму 1 октября (его текст оказался в распоряжении «Известий»). Как сообщил «Известиям» лидер СРЗП Сергей Миронов, цель документа — сформировать единую систему защиты добровольцев и обеспечить равные социальные гарантии всем, кто оказывает помощь военным и мирным гражданам на территории проведения спецоперации.
— Мы предлагаем создать универсальную систему социальной защиты волонтеров. Для этого закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве» предлагается дополнить новым специализированным положением. Помощь военнослужащим и гражданскому населению на территориях вооруженных конфликтов и специальных военных операций хотим считать одним из приоритетных направлений благотворительности. Это даст возможность в законодательстве выделить отдельный статус военных волонтеров, — пояснил парламентарий.
В настоящее время согласно закону о волонтерах, принятому в 2022 году для новых регионов, родственники погибших могут получить выплату в размере 5 миллионов рублей, а пострадавшие — до 3 миллионов. При этом для получения страховой компенсации требуется зарегистрироваться в государственной системе волонтерского корпуса на платформе «Добро.рф», пройдя обязательный отбор и согласившись с определенными правилами, отмечается в пояснительной записке к проекту.
Во время обсуждения проекта с волонтерскими организациями в Госдуме эта бюрократическая модель подверглась критике. Добровольцы указали, что она может затруднить быструю доставку гуманитарных грузов и оружия в зону СВО.
— Для многих волонтеров свобода действий важнее потенциальных выгод, которые вряд ли реализуются, — рассказал «Известиям» глава Координационного центра помощи Новороссии (КЦПН) Александр Любимов.
Он отметил, что государственное волонтерское движение формируется «сверху», тогда как в поддержку бойцов СВО функционируют десятки низовых организаций, члены которых не имеют официального статуса. «Мы обычные граждане», — подчеркнул Любимов. Поэтому многие волонтеры, самостоятельно организующие доставку помощи и рискующие здоровьем и жизнью, лишены страховых выплат.
Депутаты намерены закрепить статус военного волонтера в законе. Это позволит получать социальные гарантии не только зарегистрированным в единой системе добровольцам, но и тем, кто подтвердит объем своей помощи установленным правительством порядком. В пояснительной записке отмечается, что такой подход обеспечит гибкость регулирования и учтет особенности работы независимых добровольцев. «Известия» запросили у правительства уточнения о работе механизма подтверждения. Законопроект не потребует дополнительного финансирования из бюджета. Размеры выплат предполагаются следующие: при гибели — 5 млн рублей, при ранении — до 3 млн, а если травма привела к инвалидности — 4 млн.
Какие опасения высказывают военные волонтерыКак уже отмечалось, помимо поддержки «сверху», в России действует множество независимых объединений, занимающихся отправкой гуманитарных грузов и оружия с 2014 года. Они имеют прямые каналы связи с военными подразделениями и работают без участия государственных органов.
Независимые волонтеры не против официального статуса, который мог бы ускорить решение вопросов с ГИБДД при доставке грузов с оружием в зону СВО, заявил глава КЦПН Александр Любимов. Также они положительно относятся к возможности получать выплаты в случае ранения или гибели. «Если выполняешь задачи по зову души и получаешь ранения или погибаешь, важно, чтобы тебя лечили и достойно похоронили», — отметил он.
Тем не менее, он подчеркнул, что любые шаги по регулированию не должны препятствовать основной работе волонтерских движений.
— На практике за 11 лет я видел минимум 30 попыток централизовать гуманитарную помощь на уровне республик, но все они провалились и не имели успеха, — поделился руководитель КЦПН.
По его мнению, новая система должна быть устроена так, чтобы человек мог легко получить статус военного волонтера, который не обязывал бы ни к чему, кроме предоставления отчетности о деятельности. «Если с этим человеком что-то случится у линии фронта при выполнении задач, он получит больше прав, чем обычный гражданин, например, на страховые выплаты», — пояснил Любимов.
Идея о законном статусе волонтера СВО обсуждалась в Госдуме ранее. Так, похожую инициативу выдвигали депутаты ЛДПР.
— Поправки от ЛДПР подготовлены совместно с волонтерами и организациями, с которыми партия с начала спецоперации сотрудничает и поддерживает их работу, — сообщал лидер фракции Леонид Слуцкий.
Однако законопроект ЛДПР отклонили из-за отсутствия заключения правительства. Что касается инициативы СРЗП, она будет направлена в кабмин одновременно с внесением в Госдуму 1 октября.
В то же время представители «Единой России» отстаивают текущую систему «Добро.рф», подчеркивая продолжающееся ее совершенствование. Руководитель платформы и глава комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев отметил, что подача заявки для отправки гуманитарной помощи через эту систему очень оперативна.
— Это делается быстро, учитывая безопасность людей, так как информация о миссиях фиксируется в региональных и силовых ведомствах. Механизм успешно использовался на протяжении трех лет, организовано почти 700 миссий, — пояснил депутат.
Он добавил, что в будущем планируется внести в закон поправки, которые упростят процедуру для волонтерских организаций.