Токенизация иностранных цифровых прав в России открывает новые возможности для ликвидности и инвестиционной привлекательности рынка. О том, какие риски и выгоды могут быть для компаний, а также как блокчейн-технологии могут стимулировать развитие новых финансовых инструментов в России рассказал партнер Capital Lab Евгений Шатов в беседе с Vazhno.news 30 сентября.
Первая сделка по токенизации иностранных цифровых прав (ИЦП) на платформе «Токеон» открывает новые горизонты для российского финансового рынка. Эта сделка позволяет проводить расчеты через публичный блокчейн, что, по словам эксперта, значительно повышает инвестиционную привлекательность экосистемы цифровых финансовых активов (ЦФА) и ИЦП в России.
Проект, в рамках которого был токенизирован рублевый стейблкоин A7A5, продемонстрировал, как цифровые права могут быть интегрированы в российскую правовую и финансовую инфраструктуру. В результате, этот шаг может значительно повысить ликвидность, а также привлечь новых профессиональных участников и институциональных клиентов в сектор внешней торговли. Одним из главных преимуществ является высокая степень прозрачности благодаря использованию распределенного реестра, который фиксирует права и расчеты.
«Экономические выгоды для компаний при переходе на расчеты через обернутые токены в публичном блокчейне лежат в трех плоскостях: скорости, издержек и предсказуемости. Смарт-контракты позволяют совмещать платеж и исполнение условий поставки, уменьшать количество посредников и ручных согласований, а прозрачность реестра снижает операционный риск и стоимость аудита операций», — отметил Шатов.
Кроме того, прозрачность публичного реестра снижает операционные риски и стоимость аудита операций, что особенно важно для бизнеса, работающего в международной среде. Тем не менее, есть и специфические риски, связанные с технологией обертывания активов. Так, для рублевой криптовалюты A7A5 это могут быть санкционные риски по инфраструктуре эмитента и связанных сервисов, которые уже стали объектом ограничений со стороны Великобритании и США. Для компаний это означает необходимость двойной проверки контрагентов, резервирования альтернативных маршрутов расчетов и учета рисков внезапной деградации ликвидности при ужесточении санкций.
Эксперт также отметил важность регуляторного контекста. Банк России усилил требования к иностранным цифровым правам, что снижает правовые риски для участников рынка и создает более предсказуемую и безопасную среду для инвестиций. Это особенно важно в контексте международных расчетов, где ясность и понятность условий допуска активов имеют критическое значение для снижения премий за риски.
Кроме того, Шатов подчеркнул, что использование блокчейн-технологий для токенизации прав может стать катализатором появления новых финансовых инструментов и продуктов в России. Среди них могут быть токенизированные форварды и эскроу-счета под внешнеторговые контракты, факторинг и динамическое дисконтирование экспортной выручки, а также гибридные цифровые права, которые совмещают денежный поток и право требования к товару. Внедрение таких инструментов повысит глубину ликвидности рынка и обеспечит развитие новых финансовых продуктов.
В итоге этот метод может использоваться российскими экспортерами и импортерами для расчетов по внешнеторговым договорам. Таким образом, первый кейс токенизации иностранного цифрового права через публичный блокчейн является шагом к «институциональному» рынку токенизированных расчетов в России.
«Он способен повысить ликвидность и привлекательность площадок, сократить транзакционные издержки бизнеса и развернуть линейку новых продуктов, но при условии строгого соответствия требованиям Банка России и грамотного управления технологическими и санкционными рисками на уровне корпоративных политик», — заключил Шатов.