По итогам 2025 года самой стремительно развивающейся экономикой станет Чукотка, где ожидается рост почти на 21%. В число лидеров также войдут Калужская область и Республика Адыгея, где темпы превысят 7%. Такие данные содержит прогноз социально-экономического развития России, подготовленный Минэкономразвития, который проанализировали «Известия». Высокие показатели связаны с ориентацией экономик регионов на сырьевой сектор и наличием крупных промышленных предприятий, в том числе военно-промышленного комплекса. Среди российских субъектов только в Астраханской области может случиться сокращение экономики в ближайшие три года. В статье «Известий» рассмотрены факторы поддержки регионов и существующие риски для экономики страны.
В каких регионах рост ВРП ожидается наиболее быстрымК концу 2025 года экономический рост предвидится в 79 регионах России. Эти данные представлены в прогнозе социально-экономического развития России на 2026-й и плановый период 2027–2028 годов, подготовленном Минэкономразвития.
Лидером по темпам роста валового регионального продукта (ВРП) в этом году станет Чукотка с результатом 20,8%. К числу лидеров также относятся Калужская область (7,7%), Республика Адыгея (7,3%), Удмуртия (5,6%), Кабардино-Балкария (5,5%) и Севастополь (5,3%).
Справка «Известий»Валовой региональный продукт — общая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных предприятиями в пределах определённого региона за конкретный временной период.
Согласно оценкам Минэкономразвития, наименее положительная динамика ВРП ожидается в Кемеровской области (–4,1%), Республике Коми (–3,3%) и Красноярском крае (–2,5%).
Однако в среднесрочном плане (2026–2028 годы) список активных регионов по темпам роста ВРП изменится. Самый высокий среднегодовой прирост в этот период покажет Амурская область — около 7,7% в год. Вторую позицию займет Адыгея с ростом 6,5%, а третью — Севастополь (6,2%). Далее следуют Кабардино-Балкария (6%), Курганская область (5,8%), Чукотка (5,4%), Камчатка (5,3%), Калининградская область и Забайкальский край (по 4,7%). Замыкает десятку лидеров Башкортостан с ростом 3,9%.
Минэкономразвития также составило топ-10 регионов с худшими перспективами развития экономики в период 2026–2028 годов. По прогнозу, сложнее всего ситуация будет в Астраханской области, где показатель ожидается на уровне –2,1% в год из-за снижения добычи полезных ископаемых.
Минэкономразвития предполагает незначительный рост ВРП в Коми (0,1%) и Чечне (0,3%). В Костромской области прогнозируется рост 0,9%, в Кировской и Магаданской областях — 1%, в Омской — 1,3%, а в ЯНАО и Красноярском крае — 1,4%. В Курской области экономика должна вырасти на 1,7%.
По словам представителей пресс-службы Минэкономразвития, прогноз отражает основную тенденцию: регионы с диверсифицированной экономикой и новыми инвестиционными проектами демонстрируют рост, тогда как экономика, зависящая от добывающего сектора, остается более уязвимой.
«Известия» обратились к регионам для уточнения факторов, которые станут основой их роста в ближайшие годы. В правительстве Санкт-Петербурга сообщили, что в 2025 году ожидается рост ВРП на уровне около 3% в год. Основной драйвер экономики — промышленность и строительный комплекс. Кроме того, среднесрочно потребительский рынок восстановится благодаря росту доходов населения и туризма.
В пресс-службе департамента по информполитике Тульской области уточнили, что в этом году экономика региона поднимется на 4,6%. Рост обеспечат промышленное производство, развитие агропромышленного комплекса, торговли, IT-сектора, науки, строительства и социальной сферы.
Причины регионального экономического ростаЧлен экспертного совета по развитию цифровой экономики при комитете по экономической политике Госдумы Валерий Тумин отметил, что различия в экономическом развитии регионов оправданы для такой большой по территории страны. По его словам, регионы исторически сложились с разной отраслевой специализацией, имеют неодинаковый доступ к ресурсам, транспортным артериям и инвестициям.
Кроме того, по мнению Екатерины Голубцовой, доцента кафедры госуправления РЭУ им. Г.В. Плеханова, климатические условия по-разному влияют на динамику ВРП. Эти факторы порой тормозят улучшение показателей даже при активной поддержке региональных и федеральных властей.
— Лидирующее положение Чукотки объясняется рядом факторов: активным освоением полезных ископаемых, деятельностью резидентов территорий опережающего развития, где действует до 100 компаний с инвестициями свыше 350 млрд рублей, а также снижением энерготарифов до среднероссийского уровня. Всё это существенно улучшает инвестиционный климат, — констатирует Валерий Тумин.
Минэкономразвития добавляет, что главным фактором лидерства Чукотки в 2025 году станет запуск на полную мощность золоторудного месторождения «Кекура».
Во втором по темпам роста ВРП регионе — Калужской области — уже давно создаются благоприятные условия для инвесторов, развивается автомобильная промышленность и IT-сектор, отметила Екатерина Голубцова. Помимо этого, здесь присутствуют предприятия оборонно-промышленного комплекса, добавил главный экономист «БКС Мир инвестиций» Илья Федоров.
Удмуртия, входящая в пятерку лидеров по итогам 2025 года, — промышленно развитый регион с крупными предприятиями оборонного и энергетического секторов, также активно участвующий в федеральных программах промышленной поддержки, уточнила Екатерина Голубцова.
Минэкономразвития отмечает, что ключевой движущей силой роста ВРП в Амурской области станет развитие крупных обрабатывающих производств. В ведомстве пояснили, что речь идет о Амурском газоперерабатывающем заводе, развитии золоторудных месторождений, модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.
В Адыгее высокие темпы роста связаны с реализацией двух крупных проектов: строительство промышленной зоны в Тахтамукайском районе с развитой транспортной и инженерной инфраструктурой, а также создание горнолыжного экокурорта «Лагонаки», сообщили в Минэкономразвития.
— Прогнозируемое снижение ВРП в Астраханской области после 2026 года на уровне –2,1% вызвано зависимостью региона от добывающего сектора, истощением крупных нефтяных месторождений и уменьшением объемов добычи газа. Тем не менее экономику поддержки окажут агропромышленный комплекс, торговля, транспорт и стройсектор. Положительный эффект даст освоение новых месторождений соли, гипса и других ресурсов, — разъяснили «Известиям» в Минэкономразвития.
Вместе с тем дальнейший рост экономик регионов потребует комплексной государственной поддержки и активных усилий самих субъектов для создания благоприятной деловой среды, подчёркивает Екатерина Голубцова. Эксперт экономического факультета РУДН Павел Рачев считает, что региональные экономики поддержат уже имеющиеся и новые инвестиционные проекты.
Прогноз ВВП России на 2025 годПо базовому сценарию Минэкономразвития российская экономика в 2025 году вырастет примерно на 1%. Ведомство снизило ранее прогнозируемый показатель с 2,5%, озвученного в апреле. Рост экономики в 2026 году ожидается на уровне 1,3%. Лишь начиная с 2027 года экономика страны начнет устойчивый рост с достижением 2,5% по ВВП к 2028 году.
В прогнозе отмечается, что внешние риски для российского ВВП связаны с замедлением темпов развития мировой экономики. Это может снизить спрос на традиционные экспортные товары России и привести к падению их цен.
Среди внутренних проблем названы долгосрочные жесткие денежно-кредитные условия, которые снизят инвестиционную и потребительскую активность. Эти факторы создают бюджетные риски, связанные с уменьшением доходов бюджета и, как следствие, сокращением отдельных государственных расходов, уточнили в министерстве.
Эксперты, опрошенные «Известиями», обращают внимание на другие риски для ВВП, в частности, на дефицит квалифицированных кадров — в экономике не хватает около 1,5 млн специалистов, 69% предприятий испытывают нехватку персонала, утверждает Валерий Тумин. В то же время потенциал поддержки экономики заключается в расширении внутреннего спроса, развитии инфраструктуры и реализации национальных проектов.
По его мнению, несмотря на сложности, российская экономика демонстрирует устойчивость и адаптивность, что создает условия для уверенного развития в среднесрочной перспективе.