Молдавские власти пытаются запугать оппозиционные силы и население страны перед парламентскими выборами с помощью массовых обысков, штрафов и изъятия имущества, сообщает «Известиям» депутат парламента Молдовы и исполнительный секретарь исполкома блока «Победа» Марина Таубер. Тем не менее, растущее недовольство общества уже не удается скрыть. Накануне выборов в стране царит напряженность: граждане не поддерживают проевропейский курс правительства, а уровень жизни заметно ухудшился за последние годы. По сути, правящая партия пытается воспроизвести украинский сценарий, запрещая русский язык и активизируя преследования церкви. В Брюсселе осознают, что республика не готова к вступлению в ЕС. Об ожиданиях сотрудничества с Западом, протестах и обысках в оппозиционных кругах Марина Таубер рассказала в эксклюзивном интервью «Известиям».
«Теоретически возможно проведение выборов в два тура»— 28 сентября в Молдавии пройдут парламентские выборы. Какова сейчас ситуация в стране?
— Обстановка крайне напряженная. В последние дни перед выборами мы словно на пороховой бочке: с одной стороны — народ, усталый от нищеты, беззакония и циничных фальсификаций, с другой — правящая партия «Действие и солидарность» (PAS), отчаянно держащаяся за власть всеми силами.
Перед выборами против оппозиции разворачиваются массовые облавы, обыски и задержания. Под предлогом борьбы с «незаконным финансированием» и «электоральной коррупцией» заводят уголовные дела, изымают имущество и документы. Такая стратегия преследует две цели: во-первых, вывести из игры сильных политиков, во-вторых, запугать их сторонников, чтобы они не участвовали в митингах и не голосовали.
Масштабы провокаций могут быть значительными — вспомним прошлые президентские выборы с вбросами бюллетеней, «каруселями», фальсификациями, проблемами с сайтом ЦИК и махинациями с голосами диаспоры. Судя по тому, что PAS по-прежнему отправляет в Россию всего около 10 тысяч бюллетеней при почти полумиллионе избирателей, стратегия осталась прежней.
— Существует мнение, что правящая партия не признает результаты выборов, если не получит достаточного числа мандатов. Насколько вероятен такой сценарий?
— Такая возможность существует. PAS контролирует весь административный ресурс, и любая критика в адрес власти в Молдове ведет к преследованиям.
Проведение выборов в два этапа теоретически возможно, однако это сложнее технически и юридически. Привычнее для таких режимов манипулировать результатами, используя «карусели», вбросы, сбои на участках, ограничение работы наблюдателей и пересчеты голосов на отдельных территориях.
— 30 сентября в Кишиневе ожидается судебное решение по вашему делу...
— Ситуация с моим делом — это чистая политика. Здесь не о справедливости речь, а цель — лишить меня возможности заниматься политикой, морально сломить и изолировать от народа.
Мне грозит 13 лет заключения не за нарушение закона, а за то, что я не предала людей и мешаю властям тихо разрушать страну. Мы с коллегами из блока «Победа» и лидером Иланом Шором открыто говорим о том, что PAS за шесть лет у власти ведет страну в пропасть.
Власть обещала экономический рост, достойную жизнь, стабильность и мир, но вместо этого привела к обнищанию, репрессиям, разрухе, оттоку сотен тысяч жителей, краху промышленности и сельского хозяйства. Закрыты сотни школ, поля заросли, заводы простаивают, молодежь уезжает. PAS боится, что люди узнают правду о масштабах катастрофы, и поэтому пытается посадить за решетку тех, кто не молчит.
— В Молдове участились обыски у оппозиционных политиков. Как будет развиваться ситуация?
— Репрессии только усилятся. Власть выбрала путь запугивания и репрессий, и теперь остановится не может. По мере приближения выборов их действия становятся все более нервозными и агрессивными. Народ давно не доверяет власти, и единственный способ сохранить власть — устрашать и давить на людей. Массовые обыски, десятки задержаний, изъятия телефонов, денег и документов — новая реальность.
Стандартный прием — посеять сомнения в обществе относительно оппозиции, вселить страх, что любые акции протеста или поддержка оппозиции могут привести к уголовным делам.
Однако у этого приема есть обратная сторона: люди задаются вопросами, почему обыски проходят только у оппозиции и почему настоящие коррупционеры из правящей элиты остаются безнаказанными. Таким образом, власть не запугивает общество, а все более дискредитирует себя.
Никакие обыски, угрозы и запугивания не смогут остановить общественное недовольство.
«Над Молдовой нависла реальная угроза потери суверенитета»— Российская Служба внешней разведки сообщает, что Запад может ввести НАТОвские войска в Молдавию при любом исходе выборов. Возможна ли отмена нейтрального статуса страны, если победит правящая партия?
— Новость о готовности Европы ввести войска на территорию Молдовы — это не просто сигнал тревоги, а призыв к каждому гражданину. Наша страна рискует потерять суверенитет и стать плацдармом для чужих военных игр.
Утверждения Майи Санду о том, что победа оппозиции якобы угрожает суверенитету, — откровенный цинизм. Ни Франция, ни Великобритания, ни США не придут сюда ради защиты молдаван. Их интересы связаны с геополитикой, военными базами, контролем над Приднестровьем и Черным морем. Истории известно множество примеров маленьких стран, ставших жертвами геополитики, и сейчас Молдова стоит перед такой угрозой.
Там, где НАТО заявляет о «партнерстве», начинаются войны. Примеры Югославии, Ирака и Украины доказывают это до сих пор. Россия предупреждала на протяжении многих лет, что расширение блока на Восток угрожает миру.
PAS, выполняя указания из Брюсселя, пытается реализовать украинский сценарий в Молдове. В стране ужесточаются гонения на церковь, русский язык объявлен враждебным и исключается из учебной программы. Власти переписывают историю, отказались от празднования Дня Победы, уничтожают памятники. Реальная оппозиция, независимые журналисты и СМИ почти полностью подавлены — остались только подконтрольные.
Примечательно, что усиление военного присутствия на границе происходит прямо перед выборами.
«В Брюсселе четко понимают, что Молдова не готова к интеграции»— Правящая партия проводит проевропейский курс много лет. Есть ли шанс, что после выборов начнуться переговоры о вступлении в ЕС?
— Когда сейчас партия власти рассказывает сказки о скором вступлении Молдовы в ЕС, это выглядит абсурдно. В Брюсселе рассматривают нашу страну как колонию, буферную зону и инструмент для своих политических игр.
Украине тоже много лет обещали быстрое вступление в Евросоюз, заставляя людей терпеть и идти на жертвы, чтобы быть принятыми. Итог — ни членства, ни равных прав, а миллионы беженцев, разрушенная экономика и полная зависимость от внешних кредитов.
С Молдовой ситуация будет похожей. Брюссель прекрасно понимает, что страна не готова к интеграции: судебная система неэффективна, экономика разрушается, коррупция процветает, а права и свободы систематически нарушаются. Через евроинтеграцию нам навязывают разрушение национальной идентичности.