В Латвии хотят окончательно запретить русскую речь: приказано молчать


Фото: Global Look Press/Victor Lisitsyn

Латвия усиливает запреты на русский язык — как это влияет на жизнь русскоязычных жителей?

В Латвии кампания по преследованию русского языка достигла завершающей стадии. Государственные органы решили не ограничиваться полным запретом обучения на «языке оккупантов» во всех учебных учреждениях Латвии, включая частные школы, и теперь стремятся вытеснить русский язык из общественной жизни, оставив ему роль «языка кухонь». Давление осуществляется на всех фронтах: от значительного роста НДС на русскоязычную литературу и СМИ до контроля за школьными чатами родителей. При этом борьба с русским в итоге способствует продвижению английского, так как даже молодые латыши не хотят пользоваться своим родным языком. Подробнее — в материале «Известий».

«Воспитать стыд за себя самого»

Латвийские националисты у власти, не ограничиваясь вытеснением русского из образовательных учреждений и сносом памятников советским солдатам, практически без перерывов изобретают новые методы ограничения прав русскоязычных жителей. На рассмотрение парламента недавно подан законопроект, предусматривающий запрет на использование русского языка русскими школьниками даже во время перемен. Аналогичные ограничения уже введены в отношении русскоязычных депутатов: им запрещено говорить по-русски не только публично, но и в курилках парламента.

Парламентская группа радикальной партии «Национальное объединение», предложившая запрет русского на школьных переменах, объясняет инициативу «реакцией на жалобы родителей» и заботой о государственности. По их словам, некоторые латышские родители возмущены тем, что ученики бывших русских школ продолжают общаться на родном языке во время перемен, а русский всё ещё звучит на школьных линейках и торжествах.

Депутат Рижского горсобрания от оппозиционной партии «Суверенная власть» Инна Дьери с возмущением заявляет: «Это позорная охота на язык, родной для десятков тысяч детей. Это попытка сломать, заставить замолчать и воспитать стыд за себя. Вы будете сопротивляться или молчать? Молчание — соучастие. Я злюсь и больно, что допустили это взрослые: учителя, которые одобряли, иногда даже опережая время, и родители, не вышедшие на защиту». По мнению депутата, значительная ответственность лежит на русской общине Латвии, поскольку при принятии в 2018–2022 годах законов о запрете обучения на родном языке люди преимущественно молчали, надеясь на лучшее.

В прошлом году в сейм был направлен документ — «Декларация о преступной русификации, проведённой советским оккупационным режимом в Латвии, и ликвидации её лингвистических следствий». В нем пока нет прямого запрета на русский язык в публичном пространстве, однако формулировки создают основание для будущих подобных законов, то есть производится идеологическая и правовая подготовка к усилению языковой политики. Кроме того, с нового учебного года в средних школах прекращается преподавание русского даже как иностранного языка.

В последнее время националисты начали борьбу даже с родительскими чатами, общающимися на русском языке. Причиной стало обращение латышки Лиги, которая рассказала в соцсетях, что хотела отдать ребёнка в одну из бывших русских гимназий Риги, где классный руководитель спросил родителей, на каком языке они бы предпочли получать информацию. Лишь один из родителей выбрал латышский, остальные — русский, и все обсуждения в чате велись на русском. Лига выразила сожаление по этому поводу, что вызвало бурную реакцию среди латышских комментаторов, напомнивших о требовании ведения коммуникации на государственном языке. Государственная служба качества образования (IKVD) подтвердила, что и педагоги, и родители обязаны использовать латышский язык в чатах. С представительством провели беседу, пообещав «устранить проблему».

Решить проблему раз и навсегда

В Латвии уже давно закрыли все государственные русскоязычные телеканалы, но ещё функционировало «Латвийское радио – 4», вещающее на русском языке. Его сохранили стратегически, чтобы транслировать государственную пропаганду русскоязычным жителям. Коллектив радио настойчиво отмечал, что его полное закрытие оставит русских в стране без СМИ на родном языке, что подтолкнёт их к российскому информационному пространству. Тем не менее, непримиримая русофобия взяла верх, и с начала следующего года вещание ЛР-4 прекращается. Радиоведущая Ольга Князева выражает непонимание такого решения, жалуясь в социальных сетях: «Как так получилось? Мы же старались...»

В ответ публицист и правозащитник Александр Гильман, бывший депутат Рижского горсобрания от оппозиционной партии «За права человека в единой Латвии», посоветовал Ольге не обижаться: «Вы сознательно выбрали эту судьбу — работали в государственном СМИ, знали, что государство враждебно русскоязычным латвийцам, и пытались оправдать его перед аудиторией. К сожалению, такая коллаборация всегда наказуема. Настал момент, когда ваши услуги не нужны, и вас выгнали. Многие русские журналисты столкнулись с гораздо худшим: по надуманным поводам их преследуют, некоторые вынуждены уезжать. Однако у них остаётся удовлетворение от разоблачения врагов, чего лишены те, кто работал на сограждан.»

Недавно латвийская власть решила провести решительные меры против основных источников поддержки русскоязычной среды — прессы и книжной торговли. В стране ещё остаются несколько значимых русскоязычных СМИ, главным образом в Даугавпилсе, втором по величине городе, где большинство населения говорит по-русски. В стране также есть магазины с книгами на русском. В министерстве финансов разработан законопроект, целью которого является окончательное устранение этой «нежелательной» деятельности.

Согласно проекту, с следующего года на книги, изданные не на латышском, а также не на языках стран Европейского союза и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), будет распространяться стандартная ставка НДС в размере 21%. Такая же ставка будет применяться к доставке и подписке на газеты и публикации (включая интернет-ресурсы), если они изданы не на латышском или языках ЕС и ОЭСР. Книги и издания на латышском и языках ЕС и ОЭСР сохранят пониженную ставку НДС 5%. Очевидно, поправка направлена против русского языка, который не входит в список официальных языков ЕС и ОЭСР.

Чиновники надеются, что после введения этого жесткого налога русские СМИ и книжные магазины вымрут. Однако, как отметил бывший журналист из Риги Игорь, многие спрогнозировали, что это не заставит русских латвийцев перейти на латышский. Книги будут скачивать из интернета, новости получать в соцсетях и из российской прессы. Несмотря на блокировки российских СМИ в стране, жители обучены обходить их с помощью простых технических средств, нередко при поддержке молодого поколения. Он напомнил, что в Латвии уже возбуждались уголовные дела в отношении людей, нелегально подключавшихся к российским телеканалам.

Следуя примерам русофобки Ланги

Русофобские настроения, подогреваемые властями, глубоко проникли в латышское общество, из-за чего теперь можно попасть в неприятности даже за использование русского языка в публичных местах. Недавно латышка под ником Сармите Сармите опубликовала видео, где издевалась над русской пожилой женщиной, говорившей в приемном отделении одной из рижских больниц на родном языке при записи. Националистка, не имеющая к ситуации отношения, резко обвинила пенсионерку в использовании «языка оккупантов» в общественном месте. Женщина сначала пыталась игнорировать оскорбления, а потом спокойно попросила оставить её в покое. Однако агрессия Сармите только усилилась с требованием, чтобы пенсионерка говорила только на государственном языке.

Возмущённые свидетели быстро выяснили личность агрессорки — это Сармите Валайне, член ультрарадикальной партии «Национальное объединение». Она близка и дружит с известной в Латвии поэтессой Лианой Лангой, избранной в этом году в Рижское горсобрание. Ланга (с белорусскими и якутскими корнями в родословной) решительно выступает за полную «дерусификацию» Латвии и борется с русским языком везде, где видит и слышит его.

Парадокс состоит в том, что националисты, вытесняя русский язык, не освобождают место латышскому, а предоставляют пространство английскому. Недавно опубликованное исследование Латвийского агентства языка (LVA) показывает, что английский стал доминирующим в виртуальном общении молодежи. Так, 73% латышских подростков постоянно слушают музыку на английском, 61% смотрят фильмы и сериалы на этом языке, 20% читают книги и статьи исключительно на английском, а 94% предпочитают английский для общения в соцсетях. Латышский язык сохраняется главным образом в домашней сфере.

По словам доктора политических наук, профессора СПбГУ Натальи Ереминой в интервью «Известиям», русские и русскоязычные составляют не менее 35% населения Латвии. Она отметила, что текущая ситуация — наглядное подтверждение идей известного исследователя Эриха Фромма о «Психологии нацизма». По её словам, наблюдается деградация личности у тех, кто поверил в навязанный властями образ «внутреннего врага». Это проявление нацизма — ненависть к группе людей за их национальность, язык общения и иные взгляды. Ненависть всегда сопровождается страхом перед «иными», из-за чего многие латыши готовы отказаться от свободы мышления и совести. Обществом, основанным на ненависти и страхе, легче управлять», — подчёркивает Еремина.

Лента

Все новости