США оставляют окно для диалога по СНВ-3 в ядерном контексте


Фото: РИА Новости/Вадим Савицкий

Трамп обострил риторику на ООН, но диалог России и США о ядерном оружии сохраняется

Резкие заявления Дональда Трампа на сессии Генассамблеи ООН ухудшили условия для диалога России и США, однако не повлияют на контакты по стратегической стабильности, считают эксперты. В своей речи американский президент снова обратил внимание на проблему ядерного оружия. Россия по-прежнему готова взять на себя добровольные обязательства, если такие же возьмут на себя США, сказал «Известиям» глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. Ответ Вашингтона покажет, действительно ли администрация Трампа стремится к нормализации отношений с Москвой, говорят специалисты. Но у США есть причины медлить: большая часть их программы вооружений выходит за рамки СНВ-3. Это касается в том числе создания системы ПРО «Золотой купол». С чего может начаться диалог по стратегической стабильности — в материале «Известий».

Как заявления Трампа повлияют на предложение Путина о СНВ-3

Россия ожидает реакции США на предложения по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, или СНВ-3).

— Президент Путин очень хорошо понимает важность этого документа для мировой стабильности и безопасности, поэтому здесь никто ничего от нас не требовал. Это именно жест доброй воли со стороны Путина, — сказал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.

Официального же ответа от Вашингтона пока не поступало. В Белом доме лишь отметили, что Дональд Трамп ознакомился с заявлением российского президента. РФ готова придерживаться ограничений по ДСНВ в течение года после окончания срока его действия 5 февраля 2026 года, заявил Владимир Путин 22 сентября на оперативном совещании с членами Совбеза.

По теме высказался пока только исполнительный директор американской Ассоциации по контролю над вооружениями Дэрил Кимбалл. По его словам, подобное предложение — позитивный шаг, который поможет предотвратить гонку вооружений.

Выступление же Дональда Трампа на сессии Генассамблеи ООН и вовсе как будто спутало все карты. Сначала он заявил, что работает над урегулированием украинского конфликта, и отметил хорошие отношения с президентом России — казалось бы, позитивный сигнал для диалога по стратегической стабильности. Однако после встречи с Владимиром Зеленским риторика президента США резко поменялась. По словам Трампа, Украина при поддержке ЕС в состоянии вернуть свои первоначальные границы, а Россия и вовсе оказалась «бумажным тигром».

Кроме того, президент США, отвечая на провокационный вопрос журналистов, дал НАТО «зеленый свет» сбивать российские самолеты, если они нарушают воздушное пространство альянса. Ранее Эстония обвинила РФ в том, что три МиГ-31 пересекли ее границу.

Дональд Трамп обратил внимание и на проблему ядерного оружия.

— Я смотрю на оружие, которое настолько мощное, что мы просто никогда не сможем его применить. Если мы когда-нибудь его применим, миру буквально может прийти конец. Не будет никакой Организации Объединенных Наций. Не будет вообще ничего, — сказал Трамп.

В Москве считают, что неоднозначное выступление президента США не означает отказ от диалога, в том числе по ДСНВ.

— Видимо, Зеленский не дал просто президенту Трампу сформулировать какую-то позицию в ответ на эту инициативу президента Путина, — прокомментировал слова американского лидера Дмитрий Песков.

Как бы то ни было, тема по ДСНВ и так была на повестке диалога двух президентов, подтвердил Песков. Более того, меняющаяся риторика Вашингтона не должна повлиять на решение Москвы в таком важном вопросе.

— Трамп неоднократно менял позицию и совершал кульбиты в 180 градусов по отношению к своему первоначальному мнению. Инициатива президента России по фактическому продлению на год действия ДСНВ — это вполне конкретное предложение, требующее вполне конкретной реакции американской стороны. Россия готова взять на себя добровольные обязательства, если такие же обязательства возьмут на себя США. И об этом вполне четко сказал Владимир Путин. Вопрос архиважный, касающийся стратегической стабильности и безопасности на планете, — сказал «Известиям» председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.

Прямой связи между воинственными заявлениями Трампа и диалогом по стратегической стабильности нет, говорит «Известиям» научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович.

— Во-первых, не было конкретного ответа на российскую инициативу, и при этом, помимо ряда странных заявлений, Дональд Трамп назвал проблему ядерного оружия серьезной. Но, конечно, это может немного подорвать атмосферу диалога. Хотя, опять же, я бы не стал переоценивать значение этих риторических упражнений американского руководства, — сказал эксперт.

Более того, Трамп официально оставил окно для переговоров по украинскому конфликту. В свойственной ему манере он снова обозначил срок — на этот раз в месяц, — для того чтобы добиться какого-то ощутимого прогресса. Позже прояснилась и ситуация с реакцией на инциденты на границах стран Североатлантического альянса. США ни при каких обстоятельствах не задействуют свои войска в конфликте на Украине, заявил глава американского минфина Скотт Бессент.

Речь президента Трампа, по всей видимости, была в основном выражением недовольства и всего лишь попыткой заявить, а возможно, и подтвердить американское доминирование и значимость на мировой арене, сказал «Известиям» профессор Университета Уэйна в Детройте Саид Хан.

— Ответ Вашингтона покажет, действительно ли администрация Трампа стремится к нормализации отношений с Москвой. Трамп может согласиться на продление СНВ, даже несмотря на текущую невозможность какого-либо переговорного завершения войны на Украине. В конце концов, США и СССР сумели создать всю систему контроля над вооружениями, ведя серию опосредованных войн друг против друга, в частности во Вьетнаме (США) и Афганистане (СССР), — заметил экс-советник Республиканской партии Джим Джатрас.

И сейчас вопросы стратегической стабильности — это основа диалога между РФ и США. При всей важности других сфер Москва и Вашингтон, как и другие стороны, прежде всего обращали внимание на то, как идет диалог по вооружению. Если будет прогресс в вопросах стратегической стабильности, то появится перспектива обсуждения вопросов региональной стабильности и постепенно можно будет расширять эту повестку, считает эксперт РСМД Андрей Кортунов.

При этом американские эксперты сходятся во мнении, что изменившаяся риторика Трампа, по крайней мере пока, всё же отдаляет Москву и Вашингтон от дальнейшей нормализации личных отношений.

Что будет со стратегической стабильностью

Что касается исключительно стратегической стабильности, соблюдение Россией ограничений по ДСНВ может стать толчком к консультациям о новых обязывающих соглашениях, сказал Дмитрий Стефанович. Ограничения, вероятно, будут соблюдаться российской стороной, даже если американская сторона не будет полностью соблюдать договоренности, считает эксперт. При этом Владимир Путин подчеркнул, что Россия готова ответить на любые стратегические угрозы путем применения военно-технических мер.

— Будем исходить из того, что практическое осуществление подобных дестабилизирующих действий способно обнулить усилия нашей стороны по поддержанию статус-кво в сфере СНВ. Соответствующим образом мы и будем реагировать, — сказал президент.

Однако даже если США согласятся на предложение РФ о соблюдении ограничений еще на год, до «Праги 2.0» еще очень далеко. Неясен даже охват возможного документа, поэтому сейчас можно говорить только о синхронизации добровольных односторонних ограничений, полагает эксперт.

Справка «Известий»

ДСНВ, или СНВ-3, был подписан президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге.

Он предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои стратегические наступательные вооружения так, чтобы через семь лет после его вступления в силу, как и в дальнейшем, их суммарные количества не превышали определенное число вооружения.

Это 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подлодок и тяжелых бомбардировщиков, 1550 единиц для боезарядов на них; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ.

Также договор ввел понятие «неразвернутые» носители и ПУ, то есть не находящиеся в боевой готовности, а используемые для обучения или испытания, и не имеющие боеголовок.

В феврале 2023 года Россия вынужденно приостановила свое участие в ДСНВ на фоне антироссийских санкций.

Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) летом 2025-го спрогнозировал новую гонку ядерных вооружений. По его данным, около 90% всего ядерного оружия и все списанные боеголовки приходятся на Россию и США — 4309 и 3700 в военных запасах соответственно. Для США было бы разумным принять предложение России, поскольку такое решение позволит всем сторонам избежать дорогостоящей гонки вооружений и сохранит открытым окно для переговоров по новому соглашению, полагает аналитик ВШЭ Тигран Мелоян.

— Если Москва и Вашингтон потеряют действующий ДСНВ, то через какое-то время может быть изменен общий баланс ядерных и неядерных сил. И речь здесь идет не только о США и России. В гонку вооружений также будут вынуждены включиться другие ядерные державы, например Франция и Великобритания, — заметил он.

По информации «Известий», Франция и Великобритания тоже надеются на продление СНВ-3 или даже заключение нового соглашения. По данным SIPRI, на 2024 год у Великобритании было 225 боезарядов, из которых 129 развернутых, у Франции — 290, из которых 280 развернутых. После приостановки участия в ДСНВ Владимир Путин дал понять, что для возобновления участия нужно понять, как учитывать совокупный ударный потенциал НАТО.

— Безусловно, в общем диалоге по стратегической стабильности важно учитывать арсеналы всех официальных членов «ядерного клуба» — постоянных членов СБ ООН. Тем более, когда речь идет про Россию или Китай со стороны представителей США, со счетов сбрасывают суммарный потенциал Великобритании и Франции. Россия всегда готова к диалогу на принципах равной и неделимой безопасности. Более того, заявление Владимира Путина — яркое свидетельство того, что наша страна привержена миру и стабильности на планете, — сказал «Известиям» Леонид Слуцкий.

У Китая, к слову, не менее 600 ядерных боеголовок, причем наращивает свой ядерный арсенал он быстрее, чем любая другая страна (с 2023 года примерно на 100 единиц в год). На этом фоне Трамп захотел обсудить отказ от ядерного оружия и с Москвой, и с Пекином. А одной из причин, по которой Трамп вывел США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) в 2019 году, стало то, что США не смогли настоять на включении в него Китая, уверены в экспертном сообществе.

— В США есть понимание, что Россия никак не может повлиять на Китай. Так и у РФ есть понимание, что США никак не может повлиять на Великобританию и Францию, хотя, конечно, и британский, и французский арсенал имеет технологическую взаимосвязь с американским. В связи с этой координацией там также осознают, что одно без другого работает плохо, и если вы хотите заниматься ядерным сдерживанием, то нужно не менее серьезно относиться к контролю над вооружением, — говорит Дмитрий Стефанович.

При этом США могут затягивать с ответом по продлению ДСНВ по одной не самой очевидной причине. Большая часть их программы вооружений и так выходит за рамки договора — например, будущее ПРО «Золотой купол», отметил в беседе с «Известиями» американский эксперт Томас Грэм. Программа, начатая еще президентом Рейганом 40 лет назад, направлена на защиту Североамериканского континента от баллистических, гиперзвуковых и крылатых ракет, включая ядерные, а также беспилотников. Таким образом, Трамп надеется полностью устранить ракетную угрозу для США. Соблюдать при этом центральные ограничения по ДСНВ будет весьма затруднительно.

Вашингтон гипотетически может обойти соблюдение договора о СНВ, причем как будто на законных основаниях, говорит «Известиям» первый заместитель председателя комитета по обороне Алексей Журавлев.

— Наших экспертов периодически не пускали на американские объекты, водили за нос, пытаясь выдать желаемое за действительное. Есть и в самом деле достаточно много способов обойти юридические условия договора СНВ, и наши недобросовестные визави этим успешно пользовались, — отметил он.

Впрочем, 22 сентября Владимир Путин неслучайно поручил профильным ведомствам особо внимательно отслеживать планы по наращиванию стратегических компонентов в системе ПРО США, ведь именно от этого зависит эффективность предложения Москвы.

Лента

Все новости