Миллиардер Денис Штенгелов, по информации «Известий», мог осуществлять вывод денежных средств из России посредством схемы выплаты дивидендов, при этом обходя ограничительные указы президента РФ, касающиеся распоряжения средствами нерезидентов. Генпрокуратура считает, что с 2022 года владелец холдинга «КДВ Групп» (известного брендами «Яшкино», «Кириешки» и др.) незаконно вывел из страны 21 млрд рублей, направив часть средств, в том числе, на поддержку Вооруженных сил Украины. 23 сентября Тверской районный суд Москвы рассмотрит иск Генпрокуратуры о взыскании всего имущества холдинга в доход государства и признании экстремистами Дениса и Николая Штенгеловых. В расследовании «Известий» раскрываются также возможные другие методы нелегального вывода средств и покупка на них международных бизнес-активов и элитной недвижимости.
Украинские связи23 сентября Тверской районный суд в Москве приступит к рассмотрению иска Генпрокуратуры в отношении Дениса и Николая Штенгеловых, а также АО «Кондитеррус Ком» — ключевого предприятия группы «КДВ Групп». Ведомство требует признать владельцев экстремистами и конфисковать все имущество холдинга в пользу государства.
По оценке Forbes, состояние Дениса Штенгелова составляет около $1,4 млрд. Холдинг «КДВ Групп» является крупнейшим в России производителем снеков и кондитерских изделий, объединяя 15 фабрик и выпускающим более 700 наименований продукции под брендами «Яшкино», «Кириешки» и другими. Кроме того, компания развивает сеть примерно из 700 магазинов «Ярче!», онлайн-сервис «Ярче Плюс», а также футбольный клуб. В составе группы более 40 юридических лиц, работающих в пищевой промышленности и сопутствующих сферах.
Денис Штенгелов проживает в Австралии уже около 15 лет, в то время как его отец ведет бизнес на Украине. С момента начала специальной военной операции (СВО) Денис стремился избежать внимания российских властей и не высказывался публично по украинскому вопросу. Его позиция была зафиксирована лишь один раз в марте 2022 года в голландских СМИ: согласно пресс-релизу компании HAK (где Штенгелов является мажоритарным акционером), он назвал СВО «чудовищной и непоправимой ошибкой», а HAK объявила о намерении отправить гуманитарную помощь на Украину.
Позже Штенгелов избегал публичных высказываний на тему СВО. Возможно, это связано с контролем «КДВ Групп» над компанией «Юниснек продакшн», зарегистрированной в Днепропетровской области и занимающейся производством продуктов питания, согласно украинскому реестру.
Тем не менее, это не спасло бизнесмена: в октябре 2022 года он был включен в украинские санкционные списки на 10 лет, а в ноябре Бабушкинский районный суд Днепропетровска арестовал производственно-складские комплексы компании по адресам ул. Сечевых Стрельцов, 91К и проспект Богдана Хмельницкого, 169.
Оба объекта признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, возбужденному в июле 2022 года по статье «Коллаборационистская деятельность». В обоих случаях суд удовлетворил ходатайства следствия.
Решение украинского суда о конфискации активов Дениса Штенгелова в ДнепропетровскеПроблемы с сыном-бизнесменом никак не повлияли на отца, Николая Штенгелова, который также осуществляет аграрную деятельность в Украине. В Запорожье, родном городе, ему принадлежит сельскохозяйственное предприятие «Томь», занимающееся выращиванием зерновых и бобовых, а он руководит Приморской районной организацией работодателей.
Стоит заметить, что в 2017 году Николай, будучи депутатом Приморского районного совета Запорожской области, активно участвовал в сборе гуманитарной помощи и поддержке украинских силовых структур, за что получил грамоту от администрации Запорожской области и орден «За развитие Украины».
До весны 2021 года Николай Штенгелов был бенефициаром ООО «Петровское», занимающегося выращиванием и переработкой сельхозпродукции, которому компания сына предоставляла значительные ссуды. В начале 2022 года Приморский районный суд Украины начал процесс взыскания 64 млн рублей с «Петровского» по решению суда Томской области, но позднее, в декабре 2022 года, решение было отменено.
Собеседники «Известий» не исключают, что финансовые связи между структурами Николая и Дениса могли быть частью схемы по выводу средств из России, что является распространенной практикой.
— Термин «незаконный вывод средств» охватывает широкий круг механик. Обычно применяются зарубежные дочерние компании: вывод средств осуществляется под видом оплаты консультативных, маркетинговых услуг, лицензий, роялти и прочих договоров. Также часто используется схема займов, когда иностранная компания кредитует российскую, а возврат с процентами служит способом перевода капитала за рубеж легально, — объяснила советник АБ «Соколов, Трусов и партнеры» Мария Бакакина.
Зарубежные активы ШтенгеловаКроме активов в России и Украине, у Дениса Штенгелова есть бизнес в других странах, которые сложно назвать дружественными к России.
Так, с 2021 года он является главным акционером голландского агрохолдинга HAK, производящего консервы из овощей, крупы, фруктовое пюре и протеиновые продукты, популярных в супермаркетах северо-западной Европы. Компания занимает 38% нидерландского рынка готовых овощей и имеет оборот свыше 100 млн евро. Изначально Штенгелов контролировал HAK напрямую через КДВ, но в ноябре 2022 года голландская компания заявила, что более не связана с российским холдингом — вероятно, чтобы снизить политические риски контроль компании был передан принадлежащей Штенгелову арабской компании Flexway.
В 2021 году «КДВ Групп» приобретел американскую компанию Liberty Orchards, производителя орехово-фруктовых конфет Aplets & Cotlets в Вашингтоне. Сумма сделки не разглашалась, однако КДВ стал первым российским кондитером на американском рынке, а его партнером стал кемеровский оптовик «Восток-ВЭД».
В 2024 году Штенгелов вложил $30 млн в контрольный пакет хорватской продовольственной фабрики «Звечево».
Основные зарубежные активы семьи расположены в Австралии. По материалам австралийских судов, с 2017 года компания KDV строит и управляет спортивным комплексом площадью 12 га на Золотом Побережье в Карраре, включая элитный отель Elite Golden Coast, разработанный бюро Shiro architects.
Данные из кадастрового реестра АвстралииПо реестру юридических лиц Австралии, компания принадлежит офшору с Британских Виргинских островов TWON PORTFOLIO LTD. Владельцы офшора неизвестны, однако косвенно связаны с семьей Штенгелова — в частности, в разные периоды директорами компании были Денис, его сестра Юлия, а сейчас компанию возглавляет уроженка Томска Мария Каржилова, возможно супруга миллиардера, что подтверждается общим адресом регистрации в Томске на улице Карташова.
Список бывших и действующих директоров KDV-SPORT PTY LTDКроме спортивных и гостиничных проектов, KDV-SPORT PTY LTD импортирует в Австралию снеки российского производства «КДВ Групп». Еще одна австралийская компания семьи, 36O PRODUCTIONS PTY LTD, занимается организацией мероприятий и съемкой фильмов, в том числе отмечена наградами из Шри-Ланки.
У Штенгелова также имеется личная недвижимость в Австралии — мини-остров с особняком, оформленными на Марию Каржилову. Со спутниковых снимков видно, что на острове расположена вилла, вероятно приобретенная в 2011 за $2,5 млн, теннисный корт с надписью TOMSK. Официально на острове проживает Штенгелов, а его супруга — в апартаментах с кафе, ресторанами и бассейном по адресу 9 Lawson Street, где цены на жилье стартуют от $500 до $700 тыс.
— Когда бизнес-линии расположены в разных странах, движение денежных потоков и вывод капитала организуется различными способами, — объясняет экономист Андрей Бархота. — Один из вариантов — субординированные кредиты в структуре: одно юридическое лицо кредитует другое, которое пишет дивиденды бенефициарам. Второй — сложная перекрестная структура владения акциями, собирающая дивиденды в одну точку для дальнейшего вывода бенефициарами.
Эксперт отмечает, что причины национализации могут быть связаны как с неэффективным управлением, так и с преступными действиями владельцев.
Как могли выводиться деньгиГенпрокуратура считает, что финансирование зарубежного бизнеса осуществлялось частично за счет денег, выведенных Денисом Штенгеловым из России. Собеседники «Известий» предполагают, что основной схемой мог быть вывод дивидендов, выплачиваемых ему компаниями. Речь идет о значительных суммах.
Например, только в 2023 году «КДВ Групп» выплатила дивидендов на сумму 7,1 млрд рублей. Структура акционерного капитала АО «Кондитеррус Ком» раскрылась в 2021 году при покупке компанией Штенгелова банка «Долинск»: доля Штенгелова составляет 78,8%, его партнер Игорь Семенов владеет 17,9%, Мария Каржилова — 1,8%, остальные — у миноритариев.
Соответственно, лишь в рамках этой дивидендной выплаты часть Штенгелова превысила 5,6 млрд рублей. В целом же в 2023 году связанные с ним бизнес-структуры выплатили дивидендов порядка 10,7 млрд рублей.
В 2024 году «Кондитеррус Ком» направил на дивиденды 12,5 млрд рублей, и большая часть вновь досталась Штенгелову.
Сама по себе выплата дивидендов законна. Однако в случае с Денисом, по мнению собеседников «Известий», был нарушен ряд указов президента РФ №95 и №254 от 5 марта и 4 мая 2022 года, которые вводят меры по предотвращению вывода средств из России иностранными акционерами, к которым по статусу относится Штенгелов как нерезидент. Указ №95 требует открытия специального счета типа «С» в российском банке, куда и должны поступать дивиденды.
— Это счет с ограниченными возможностями и строгим порядком использования, — объяснил партнер «Бранан Лигал» Станислав Васильев. — Если дивиденды перечисляются нерезиденту на такой счет, тот не вправе выводить средства за границу, а может расходовать их в России, например, на инвестиции или покупку ОФЗ. В случае с Штенгеловым следствию предстоит выяснить, как именно был нарушен этот режим.
Известно также, что для вывода капитала часто используются манипуляции с ценами в экспортно-импортных операциях: например, товар формально приобретается, но прибыль остается на иностранных счетах владельца.
— В вопросе обвинений в финансировании ВСУ перед нами новый этап, — добавила Мария Бакакина. — Ранее национализация бизнесов санкционировалась как механизм перераспределения собственности бывших 90-х. Сейчас же главной причиной становятся текущая деятельность компаний и потенциальная угроза национальной безопасности.
Если суд примет сторону Генпрокуратуры, активы стоимостью 497 млрд рублей перейдут в собственность государства — так оценивается капитализация «КДВ Групп». Годовой доход холдинга — 756 млрд рублей, валовая прибыль — 139 млрд.