22 сентября Красноглинский районный суд города Самары вынес приговор по уголовному делу о массовом отравлении напитком «Мистер Сидр», в составе которого содержался смертельно опасный метанол. Вследствие употребления этого напитка умерли 50 человек. Метанол был украден со склада МВД. Виновные получили длительные сроки заключения. В тот же день правительство одобрило законопроект, направленный на предотвращение подобных случаев: планируется конфисковывать у нарушителей оборота метанола продукцию, оборудование и сырье. Однако чаще всего метанол выпускается подпольно с целью удешевить производство фальшивого алкоголя. Подробнее — в материале «Известий».
Какие меры наказания получили производители «Мистера Сидра»Производителя «Мистера Сидра» Анара Гусейнова суд в Самаре приговорил к девяти годам лишения свободы за изготовление и сбывание токсичного напитка, вызвавшего массовые отравления. Артем Айрапетян, который поставлял спиртосодержащую жидкость с метанолом, получил восемь лет.
Как сообщили в Следственном комитете, предприниматель и учредитель ООО «Анди» Анар Гусейнов с 2022 года производил «Мистер Сидр» в поселке Винтай Самарской области. Напиток продавался на розлив в Самарской и Ульяновской областях, а также в сетевых магазинах Удмуртии. По версии следствия, в мае 2023 года двое фигурантов — Дмитрий и Алексей Егоровы — вместе с сотрудником полиции Иваном Гребенкиным похитили 6 тонн метилового спирта со склада Главного управления МВД России по Самарской области. Спирт хранился там после того, как был изъят правоохранителями во время проверок. В это время Гребенкин осуществлял охрану склада.
Украденный спирт Егоровы продали Айрапетяну, а он передал его Гусейнову, который использовал его для производства «Мистера Сидра». Следствие утверждает, что изготовители напитка сознательно пренебрегли стандартной технологией производства, чтобы снизить затраты и сократить время создания продукта.
После серии отравлений Роспотребнадзор изъял 66,5 тысячи литров «Мистера Сидра» в 15 регионах России и заблокировал его распространение по всей стране. Гусейнова и Айрапетяна задержали сразу после ЧП и предъявили обвинения в производстве и продаже спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям безопасности, что по неосторожности привело к массовой гибели людей.
Из 116 пострадавших 50 человек скончались от отравления.
Во время судебных прений прокурор запросил для Гусейнова девять лет и девять месяцев тюрьмы, отметив общественную опасность преступления, считая его тяжким и направленным против здоровья населения. Фигуранты виновность не признали.
— Учитывая исключительную тяжесть последствий, считаю необходимым назначить подсудимым наказание, близкое к максимальному, — заявил прокурор. — Прошу учесть смягчающим обстоятельством наличие у фигурантов малолетних детей.
Родственники пострадавших подали несколько исков о компенсации морального вреда. В феврале 2024 года суд в Самаре приговорил Егоровых и экс-полицейского Гребенкина к срокам от трех лет и трех месяцев до трех с половиной лет колонии общего и строгого режима. Тогда они признали вину.
Какие меры планируется ужесточить в обороте метанолаВ России начали постепенно ужесточать правила обращения с метанолом после массового отравления. В частности, у всех нарушителей предусматривается изъятие продукции, сырья и оборудования. Такие изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство были одобрены 22 сентября правительственной комиссией по законопроектной деятельности, сообщил «Известиям» источник в кабинете министров.
По словам Владимира Груздева, председателя правления Ассоциации юристов России, новый законопроект предусматривает особый порядок реализации метилового спирта, изъятого в рамках уголовных дел, а также оборудования, используемого для его производства.
— Согласно исходному законопроекту, принятому в первом чтении Госдумой, метиловый спирт и метанолсодержащие жидкости, изъятые в ходе расследования, а также предметы оборота после необходимых экспертиз будут направляться на уничтожение, утилизацию или продажу по решению суда, — пояснил он.
Эксперт также отметил, что к уголовным материалам приобщат фото- и видеодокументацию таких доказательств и их образцы для сравнительных исследований.
В пояснительной записке говорится, что реализация законопроекта позволит своевременно уничтожать контрафактный метанол и снизить затраты бюджета на его хранение, так как сейчас контрафактная продукция может долго находиться на складах.
Кроме этого, рассматриваются еще два законопроекта, касающихся метанола. В России планируется создать реестр организаций, занимающихся производством и продажей метилового спирта, а также включить туда перевозчиков и пользователей метанола и содержащих его жидкостей.
В Кодекс об административных правонарушениях предложено добавить статью 14.68 о нарушениях требований к обороту метанола и метанолосодержащих жидкостей. За первое нарушение должностные лица будут оштрафованы на 30-50 тысяч рублей, компании — на 100-150 тысяч. При повторном нарушении штрафы составят 50-70 тысяч для должностных лиц и 150-200 тысяч для предприятий, которые включены в реестр.
Как производится суррогатный алкогольАдвокат, советник по уголовно-правовой практике бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Мария Суськая назвала дело об отравлении «Мистером Сидром» вопиющим примером халатности в производстве.
— К сожалению, отсутствие добросовестности среди производителей не редкость, — отметила она. — Что касается краж метанола со складов МВД, стоит понимать, что такие факты единичны. Склады хорошо охраняются, ведется строгий учет изъятого алкоголя. Обычно же метанол производится на подпольных предприятиях.
Управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева отметила, что доля нелегального рынка метанола оценивается по-разному. В некоторых категориях, как «незамерзайки», контрафакт составляет до половины от всей продукции.
— Предлагаемый механизм избавления от нелегального метанола на складах силовых структур является эффективным, — считает она. — Появится реальная процедура, позволяющая предотвратить повторение случаев с последствиями «Мистера Сидра». Инициатива имеет два преимущества: глобальную очистку складов и устранение соблазна для руководства.
Однако в целом проблема нелегального рынка метанола останется нерешенной, так как вещество воруют не только со складов, но и с химпредприятий, НПЗ, заводов по выпуску лакокрасочных материалов. Метанол также можно украсть во время перевозки, особенно железнодорожной.
— Часто вина лежит на человеческом факторе: в сговоре с преступниками обычно участвуют сотрудники или чиновники, — подчеркнула Косарева. — Для снижения доли нелегального метанола в России необходим комплекс мер. С 2025 года введут высокие штрафы для производителей и продавцов нелегального метанола, включая и физических лиц.
Мария Суськая посоветовала не покупать товары сомнительного качества, например, с нарушенной герметичностью упаковки. Алкоголь должен иметь маркировку, позволяющую проверить подлинность через специальное мобильное приложение. В случае приобретения некачественной продукции следует обязательно обратиться в Роспотребнадзор, чтобы вовремя проверить производителя и предотвратить более серьезные последствия.