4 октября в Грузии состоятся местные выборы, что вновь обострило противостояние между властями и оппозицией. Сторонники оппозиции призывают выходить на уличные акции протеста и обещают вознаграждение полицейским, отказавшимся разгонять митинги. Подробности — в материале «Известий».
Операция «Бойкот»В Грузии 4 октября пройдут всеобщие выборы на местном уровне, в ходе которых определятся мэры 64 городов и депутаты муниципальных советов (сакребуло). Формирование местных парламентов будет проходить по пропорциональной системе: часть политиков изберется по партийным спискам, а часть — по мажоритарным округам. Партийный проходной барьер установлен на уровне 4%, а независимым кандидатам достаточно простого большинства.
На первый взгляд нынешняя избирательная кампания кажется менее значимой, чем парламентские выборы прошлого года. На самом деле речь о смене власти на национальном уровне сейчас не идет. Однако эти выборы станут последними до 2028 года, поэтому они окончательно определят политическую конфигурацию в стране на ближайшие годы.
Большая часть оппозиции объявила бойкот голосованию. В июне восемь прозападных партий, включающих Единое национальное движение (ЕНД), «Гирчи», «Дроа» и «Ахали», отказались выставлять своих кандидатов и списки. В их заявлении говорилось: «В нынешних реалиях участие в этом процессе не будет отвечать интересам наших граждан, а лишь создаст видимость легитимности незаконного режима».
Две другие прозападные партии — «Гахария за Грузию» и «Лело» — готовы участвовать в выборах. В своих заявлениях они отметили, что стараются ответить на общественный запрос и не дать правящей партии «Грузинская мечта» получить полный контроль над страной. В связи с этим президент Михаил Кавелашвили помиловал двоих лидеров «Лело», ранее осужденных на восемь месяцев лишения свободы.
Особое внимание привлекают выборы мэра Тбилиси. От правящей партии будет участвовать нынешний мэр Каха Каладзе, который претендует на третий срок подряд. Оппозиция представила 31-летнего Ираклия Купрадзе. Обстановка напряжена: 8 сентября возле штаба Каладзе произошла драка между его сторонниками и оппонентами, а нескольких оппозиционеров задержали за порчу предвыборных плакатов действующего мэра.
Еще одним значимым аспектом является отсутствие международных наблюдателей на выборах. Власти сначала объявили, что не пригласят никого, затем в начале сентября пригласили представителей БДИПЧ/ОБСЕ, но миссия сообщила, что времени для развертывания уже недостаточно. В «Грузинской мечте» утверждают, что наблюдатели опасаются признать высокое качество выборов, так как за это их будут преследовать европейские чиновники.
Не туда посолПредвыборная ситуация очень напряженная. Оппозиция призывает своих сторонников вечером 4 октября собраться в центре Тбилиси с целью «мирного свержения» власти. Бывший лидер ЕНД Леван Хабеишвили заявил, что каждый полицейский, который откажется выполнять приказы и не разгонит митинги, получит по 200 тысяч долларов.
Аналогичные высказывания звучат и от партий, участвующих в выборах. Кандидат в мэры Тбилиси Ираклий Купрадзе призвал избирателей сначала прийти на участки, а затем собраться на проспекте Руставели. Он отметил: «Эти два пути не противоречат друг другу, а дополняют нашу борьбу. Тбилиси должен продемонстрировать численное превосходство как на выборах, так и на улицах».
Власти же реагируют довольно жестко. С самого начала избирательной кампании несколько лидеров оппозиции получили тюремные сроки от семи до восьми месяцев. В середине сентября Леван Хабеишвили был арестован по обвинению в призывах к свержению власти и попытке подкупа силовиков. Параллельно в заключении оказались один из лидеров ЕНД Муртаза Зоделава, бывший министр обороны Джуаншер Бурчуладзе и глава партии «Дроа» Элене Хоштария.
Кроме того, в конце августа Тбилисский городской суд арестовал банковские счета семи крупных неправительственных организаций (НПО). Генеральная прокуратура объявила, что эти структуры поддерживали уличные митинги, снабжая участников масками, шлемами и противогазами, а также переводя средства для оплаты штрафов. В Евросоюзе осудили данное решение как нарушение основных прав человека.
Премьер-министр Ираклий Кобахидзе пообещал ужесточить ответственность за преступления с политическим подтекстом. На телеканале «Имеди» вышел репортаж, в котором утверждается, что организаторы протестов связаны с иностранными разведками, а руководство уличными выступлениями осуществляет вице-президент американского НПО Atlas Network Томас Палмер.
Дополнительно внимание привлек инцидент 10 сентября на турецкой границе, где задержали двух украинцев, перевозивших 2,4 кг гексогена на грузовике. Задержанные утверждали, что конечным пунктом был Россия. Замглавы Службы госбезопасности Лаша Маградзе сообщил, что проверяется возможная связь этого инцидента с выборами 4 октября и «планами радикальных групп».
События сопровождаются постоянными спорами с представителями Евросоюза. ЕС угрожает Тбилиси отменой безвизового режима, если давление на оппозицию и действие закона об иностранных агентах не прекратятся. В «Грузинской мечте» утверждают, что основную активность проявляют послы ЕС и Германии, «именно они возглавляют агентуру, поощряющую общественные разногласия и ненависть».
В свою очередь американские власти пока не высказывают официальную позицию по ситуации в Грузии. При этом косвенно видно, что Вашингтон занимает более умеренную позицию. Главным событием стало проваленное в начале сентября в американском Сенате рассмотрение законопроекта Megobari act, который предусматривал введение серьезных санкций против грузинского руководства.
Что говорят экспертыАлександр Крылов, главный научный сотрудник сектора Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, уверен, что оппозиция в Грузии потерпит серьезное поражение.
— Сейчас ситуация для власти проще, чем на парламентских выборах прошлого года. Во-первых, оппозиция вряд ли предложит что-то новое. Во-вторых, уличные протесты продолжались и без выборов. И, наконец, западное единство нарушено: ЕС продолжает давление, а США заняли более сдержанную позицию, — поясняет он.
Политолог и эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Шота Апхаидзе отмечает, что обстановка остается напряженной, а у «Грузинской мечты» имеются серьезные проблемы.
— Сейчас актуален целый ряд социально-экономических проблем — наплыв нелегальных мигрантов, рост наркоторговли, невыполнение обещаний по борьбе с коррупцией и снижению безработицы, а также усиление эмиграции, когда граждане страны уезжают на Запад. Кроме того, вызывает вопросы кадровая политика, поскольку в систему власти внедряют сторонников Саакашвили,— отмечает он.
По мнению эксперта, все перечисленное сказывается на позициях действующей команды.
— Собственно, при прочих равных условиях правящая партия могла бы проиграть, но у «Грузинской мечты» есть административный ресурс. Минус оппозиции в том, что она ассоциируется с режимом Саакашвили, которого многие до сих пор не любят. В итоге я предполагаю победу правящей партии с минимальным отрывом, хотя в некоторых муниципалитетах она может и проиграть, — уверен Апхаидзе.