Расчеты за российскую нефть и нефтепродукты в американских долларах сократились до 5%, тогда как в юанях увеличились до 67%. По информации из документов Министерства энергетики, более 90% платежей за сырье и топливо приходится на валюты дружественных государств и российский рубль. Специалисты оценивают отказ от долларовых расчетов за энергетические ресурсы положительно, но подчеркивают необходимость расширения использования других валют, чтобы избежать доминирования единой, будь то юань или доллар.
В каких валютах производятся платежи за российскую нефтьС 2022 года сегмент американского доллара в выручке от экспорта нефти и нефтепродуктов снизился с 55% до 5%, а часть евро упала с 30% до 1%, отмечается в презентации Минэнерго «Стратегия развития нефтяной отрасли до 2050 года: задачи, решения и результаты», с которой ознакомились «Известия».
В документе указывается, что рубль занимает 24% платежей, юань — 67%, а оставшиеся 4% приходятся на другие мировые валюты.
Отказ от расчетов в долларах и евро был начат Россией после введения Западом многочисленных санкций и старта специальной военной операции.
«Тенденция использования доллара и евро существенно изменилась. Из-за трудностей с расчетами в этих валютах мы перешли на национальные валюты. Здесь востребованы юань и рубль. Этот курс будет поддержан», — отмечал вице-премьер Александр Новак ещё в апреле 2023 года.
По его словам, китайские партнеры производят платежи за российский газ в юанях, а часть расчетов за нефть также осуществляется в этой валюте.
«Мы намерены продолжать совершенствование взаиморасчетов в национальных валютах», — подчеркнул вице-премьер.
Он отметил заинтересованность иностранных контрагентов в закупках российских энергетических ресурсов, однако расчеты за них теперь возможны лишь в национальных валютах.
Статистика Центрального банка показывает, что по результатам 2024 года впервые за годовую период доля долларов и евро в расчетах за российский экспорт опустилась до минимальных значений — 18,6%, что ниже на 13 процентных пунктов по сравнению с 31,6% в 2023 году. При этом доля валют дружественных стран выросла до 40,2% с 29,4%.
Рубль второй год подряд занимает наибольший объем расчетов за экспорт — 41,3%, что на 2,3 п.п. больше по сравнению с 2023 годом. В расчетах за импорт также впервые достигнута минимальная доля долларов и евро.
Как сообщали «Известия», растет и доля рубля в расчетах за российские товары: во II квартале 2025 года сделки в национальной валюте достигли 53% (годом ранее — 40%). Рост рублевых операций зафиксирован на 15 процентных пунктов в торговле с Азией (до 51%), а с американским регионом — увеличился вдвое (до 48%). В сделках по экспорту в Океанию, Африку и Карибский регион Россия почти полностью перешла на рубли — их доля там превысила 90%.
Почему Индия согласилась оплачивать в юаняхПри обсуждении платежей за российскую нефть и нефтепродукты стоит отметить, что Индия является одним из ведущих импортеров, однако рупия в структуре выручки, о которой сообщает Минэнерго, не представлена.
Генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора (НААНС-Медиа) Тамара Сафонова отметила, что в 2024 году Индия импортировала 87,5 млн тонн нефти и 5,1 млн тонн нефтепродуктов, что составило 36% и 5% от общего объема экспорта соответственно.
Осенью 2023 года агентство Bloomberg сообщало, что правительство Индии отклоняло предложения российских поставщиков выплачивать в юанях из-за напряженных взаимоотношений с Китаем. «Правительство премьер-министра Нарендры Моди не пойдет на такие условия. Почти 70% нефтеперерабатывающих заводов Индии принадлежат государству, значит большинство НПЗ не будут рассчитываться в китайской валюте», — сообщалось в источнике.
Тем не менее Индия согласилась на расчеты в юанях. Доцента Финансового университета Валерия Андрианова объяснил, что рупия обладает ограниченной конвертируемостью в рубли из-за слабости индийской валюты и дисбаланса в торговле — страна покупает в России гораздо больше товаров, преимущественно энергоресурсов, чем экспортирует обратно.
— В итоге большая часть обменов проходит через доллар, что ведет к дополнительным комиссиям и рискам в условиях санкций. Поэтому рупия практически не используется для оплаты российской нефти, — пояснил он.
Также Андрианов отметил, что юань выступает удобным вариантом из-за высокой ликвидности и легкости перевода в рубли. Иногда платежи производятся и в дирхамах Объединенных Арабских Эмиратов.
По мнению управляющего партнера «ВМТ Консалт» Екатерины Косаревой, Индия была вынуждена согласиться с условиями российских экспортеров.
— Закупка более дешевой российской нефти позволила индийским нефтеперерабатывающим заводам повысить рентабельность, поскольку нефть Urals продается со скидкой к Brent. Переход на поставки с Ближнего Востока резко снизил бы прибыльность переработки, — утверждает она.
За три года индийские НПЗ сэкономили 12,6 миллиарда долларов благодаря увеличению закупок нефти из России, передает The Indian Express, ссылаясь на анализ правительственной статистики. По этой информации выгода еще выше, так как импорт российской нефти сдерживал мировые цены.
Будущее дедолларизацииОднако эксперты считают, что в ближайшем будущем юань не сможет полностью заменить доллар в нефтяных расчетах. Валерий Андрианов отметил, что юань пока не является свободно конвертируемой валютой, поскольку курс контролируется Народным банком Китая.
— Суть понятия «нефтедоллар» в том, что американская валюта служит не только средством расчетов за нефть и ресурсы, но и инструментом реинвестирования и накоплений. Юань же гораздо меньше используется в мировой практике как кредитный и сберегательный инструмент, что связано с особенностями финансовой политики Китая, — подчеркнул эксперт.
Поэтому он считает маловероятным полное вытеснение доллара юанем в торговле нефтью.
— Правильнее направить усилия на расширение использования разных валют, включая рубль. Такая диверсификация снизит риски и устраняет доминирование одной валюты, будь то юань или доллар, — уверен Валерий Андрианов.
Тамара Сафонова отмечает, что российский рубль остается значимым в расчетах за энергоресурсы и помогает сглаживать валютные дисбалансы.
Она добавляет, что торговые войны и санкционное давление способствуют укреплению сотрудничества стран БРИКС и ШОС в отказе от евро и доллара, росту использования национальных валют и формированию собственных платежных систем и депозитарной инфраструктуры, защищенных от ограничений со стороны коллективного Запада.