Делать добро можно без тяжелого личного опыта


Фото: Кузьмина Юлия Дмитриевна

Как юрист создала сеть массажных салонов для слепых и расширяется по России

В 2021 году московский юрист с успешной карьерой Ксения Рыкова решила оставить крупную компанию и запустить собственное дело — социальный проект, направленный на трудоустройство слепых и слабовидящих людей. На сегодняшний день сеть массажных салонов «Шестое чувство», созданная ею, расширяется на регионы: 15 октября будут открыты филиалы в Кемерове и Новокузнецке. Ксения Рыкова поделилась с «Известиями» подробностями о своем проекте, особенностях социального предпринимательства и о том, что необходимо для эффективной поддержки людей с ограничениями по зрению.

— Что подтолкнуло вас начать такой проект, учитывая, что вы были юристом в крупной фирме и имели карьерные перспективы?

— Я просто почувствовала профессиональное выгорание. Поняла, что не могу дальше реализовываться в своей профессии, так как просто сидела перед монитором и кликом мыши выполняла работу.

В моей деятельности были не только юридические вопросы, но и управление несколькими направлениями: бухгалтерией, финансами, продажами. Такой постоянный стресс негативно сказывался на здоровье и общем состоянии. Я всегда ходила на массаж, чтобы поддерживать форму, поэтому эта тема была мне близка. Я решила попробовать запустить именно массажную студию, но не хотела просто обычный салон, хотелось воплотить интересную идею. Мне было известно, что в других странах распространена практика работы массажистов с нарушениями зрения, а у нас это встречается редко.

Люди часто думают, что за таким бизнесом стоит личная история, но для добра не обязательно иметь тяжелый опыт — достаточно благих намерений. Когда я создавалась студию, я даже не думала о социальной миссии, просто меня привлекала сама концепция и идея, важности социального эффекта в голове не было.

— А как вы сейчас оцениваете, насколько проект «Шестое чувство» социальный, а насколько коммерческий?

— Сначала проект задумывался как полностью коммерческий — с устойчивой, самоокупаемой бизнес-моделью.

Теперь спустя время я понимаю, что проект вырос, и перед нами встают задачи, которые сложно решить лишь внутри компании. Это уже не просто бизнес с незрячими и слабовидящими массажистами, а развитие и обучение — не только массажистов, но и профессиональная ориентация таких людей в целом. Сейчас я сосредоточена на этом.

— Что вы вкладываете в понятие «социальный бизнес»?

— Существуют определённые критерии для социального предпринимательства. Для меня важнейший аспект — люди. Я люблю и уважаю людей, и веду бизнес, ориентируясь на человекоцентричный подход. Все мои усилия направлены хотя бы немного улучшить мир вокруг.

Фото: Кузьмина Юлия Дмитриевна

— Кто поддерживает проект — государство или частные спонсоры?

— Множество людей думают, что я получаю гранты или субсидии от государства, но это не так. Государство и крупные фонды действительно оказывают помощь в развитии социальных проектов, предоставляют хорошие программы обучения, содействуют в продвижении услуг и налаживании контактов. Однако предпринимательство — это деятельность, связанная с риском и получением прибыли, когда ты сам отвечаешь за идею и результат. Я открыла бизнес, полностью опираясь на собственные ресурсы.

— Как формировалась команда?

— Когда студия только открылась, в ней работала одна массажистка — Алена, которая до сих пор помогает новым сотрудникам адаптироваться. Со временем команда расширялась, значительная поддержка была от РООИ «Перспектива», направлявших кандидатов. Позже присоединились ВОС, медицинский колледж, который обучает ребят, и организации, занимающиеся чемпионатами «Абилимпикс».

Кроме того, сами кандидаты обращаются к нам, поскольку у них сформировано свое сообщество, а у меня хорошая репутация. При открытии новых салонов планирую привлечь минимум еще 15 человек с ограниченными возможностями здоровья.

— Какие требования вы предъявляете кандидатам? Нужно ли им уже иметь навыки и опыт в массаже?

— В медицинском колледже обучают базовым навыкам массажа бесплатно, потом выпускники могут повысить квалификацию. Все мои массажисты постоянно совершенствуют навыки — это непрерывное обучение. На работу мы берем людей с хорошими социальными навыками и базовой подготовкой. Опыт может быть ограничен практикой на родственниках или коллегах по обучению. Есть и опытные специалисты — например, у меня работает двукратный чемпион России по массажу, не только среди людей с особенностями зрения, но и среди всех массажистов.

Сейчас у нас есть карьерные возможности, но хочется развивать это на более высоком уровне. Моя задача — сделать так, чтобы незрячие массажисты могли легко найти работу на открытом рынке труда. Мы приветствуем, если люди после работы у нас реализуют себя в других местах. Также важно уменьшить стигматизацию людей с особенностями как среди клиентов, так и среди работодателей.

— Что необходимо для эффективной помощи слабовидящим людям?

— Нужно отделять жалость от помощи. Массажисты обижаются, когда их жалеют, они считают себя обычными людьми и не хотят жалости. Я требую от них результата так же, как и от всех остальных, иногда могу быть строгой руководительницей. От сотрудников есть стандартные требования.

Также я не нанимаю тех, кто воспринимает себя жертвой и ждет, что им всё должны — это один из ключевых критериев отбора.

Важно относиться к ним как к равным, и тогда, по моему мнению, это поможет людям легче интегрироваться.

— Почему для расширения выбраны именно Кемерово и Новокузнецк?

— Я давно хотела развивать проект не только в Москве, но и в регионах, однако меня беспокоил вопрос подбора сотрудников. В Кузбассе действует программа «Видимые возможности» при поддержке фонда «Искусство, наука и спорт», Минтруда региона и корпорации «ВЭБ.РФ». Мы связались с ними и узнали, что там много специалистов с проблемами зрения, которым трудно трудоустроиться. Поняли, что открытие студии там будет актуально. Там обучают людей с нарушениями зрения, но они сталкиваются с трудностями в поиске работы. Наш проект идеально подходит для решения этой проблемы.

— Какие планы по развитию проекта в ближайшем будущем?

— В ближайшее время мы планируем открыть еще два салона, а также выйти в другие регионы. Кроме того, хотим создать учебный центр для поддержки массажистов по всей России. Мы открыты к сотрудничеству, главное, чтобы на местах были заинтересованные люди и желающие развивать такой бизнес.

Лента

Все новости