В Институте экономики РАН предупредили, что при резком падении ключевой ставки и доходности по вкладам россияне могут вывести из банков до 10 трлн рублей. Решение о ставке ЦБ планирует принять 12 сентября, ожидается уровень в 16–17%. Если Центробанк, учитывая замедление инфляции, усилит смягчение политики, процентные ставки по депозитам, уже опустившиеся до 14%, снизятся дополнительно. Массовый отток средств способен спровоцировать рост цен до 16,5%. О том, как минимизировать такой риск и каким будет размер ключевой ставки к концу 2025 года, рассказывают «Известия».
Прогноз инфляции на 2025 годВ своем отчете «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год» ЦБ спрогнозировал замедление инфляции до 4,5–5%. Если это случится, ключевая ставка должна уменьшиться, что повлечет за собой снижение доходности вкладов и потенциальный массовый вывод средств из депозитов. Эксперт Института экономики РАН Александр Рубинштейн оценил возможный объем таких средств в 10 трлн рублей. Свое мнение он изложил в статье «К вопросу о снижении ключевой ставки» в последнем выпуске «Вестника Института экономики Российской академии наук».
При резком уменьшении ключевой ставки и массивном «денежном навесе» в 10 трлн рублей рост цен может ускориться до 16,5%, предупреждает автор. По статистике Росстата, в сентябре годовая инфляция составила 8,2%. Кроме того, «Известия» отправили запрос в ЦБ.
— Эти риски обоснованы, — отметил Михаил Гордиенко, профессор кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г.В. Плеханова. — Оценка в 10 трлн рублей кажется даже оптимистичной, учитывая, что объем ликвидных рублевых вкладов во 2-м квартале 2025 года приблизился к 60 трлн и продолжает расти. При резком снижении ставок доходность перестает удерживать россиян от потребления, и часть сбережений будет направлена на потребительские рынки, повышая цены, а также в более рискованные активы.
На сегодняшний день ставки по депозитам сроком от трех до 12 месяцев снизились до 14,6%, согласно данным маркетплейса «Финуслуги». Для сравнения, в начале 2025-го их уровень составлял около 21%, по подсчетам «Известий».
Отметим, что пока не наблюдается резкого оттока средств с вкладов, сообщил Дмитрий Грицкевич, управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ. Он добавил, что переход от накопительной модели к потребительской может занять приблизительно полгода. За это время инфляция может пойти в рост, и регулятор будет вынужден снова резко повышать ставку.
Тем временем, по мнению главного аналитика банка «Санкт-Петербург» Виктора Григорьева, замедление инфляции до 5% к концу 2025-го возможно, но для этого в последующие месяцы темпы роста цен с учетом сезонности должны быть значительно ниже. Скорее всего, он считает, показатель превысит 6%. В то же время экономика остывает быстрее, чем предполагал Центробанк: в II квартале рост ВВП по данным Росстата составил 1,1% вместо прогнозируемых 1,8%.
— Достичь инфляции в 5% в 2025 году возможно лишь при крупном шоке. Напротив, факторами, поддерживающими более высокий рост цен, сейчас являются ослабление рубля, удорожание импорта, завышенные инфляционные ожидания населения и бизнеса, а также стимулирующая бюджетная политика, — отметил Владимир Еремкин, старший научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ Президентской академии.
Каким будет уровень ключевой ставки к концу годаПо мнению Дмитрия Грицкевича, несмотря на возможность замедления инфляции до 5%, Центробанк вряд ли резко снизит ключевую ставку из-за сохраняющихся рисков. При этом инфляционные ожидания населения стабильно держатся около 13%, тогда как нормой считается 7–9%. Этот фактор для регулятора является одним из главных.
Директор по макроэкономическому анализу банка «Дом.РФ» Жанна Смирнова считает, что сейчас нет предпосылок для резкого изменения ключевой ставки. Она подчеркнула, что спуск ставки возможен лишь при значительном ухудшении спроса, падении доходов и снижении деловых настроений.
По ее прогнозу, на заседании ЦБ 12 сентября ставка может быть снижена с 18% до 17%. На это влияют следующие факторы: неоднородная динамика цен (особенно быстрый рост цен на рыночные услуги около 10% год к году), сохраняющаяся напряженность на рынке труда и рост зарплат, а также активизация потребления и повышение инфляционных ожиданий.
Главный экономист Газпромбанка Павел Бирюков уверен, что ключевая ставка может снизиться до 14–15% к концу года при отсутствии новых осложнений. Риски включают существенное отклонение бюджета от плана, рост волатильности на валютном рынке и сохранение высоких инфляционных ожиданий, которые, как ожидается, снизятся после сезонного пика в августе.
— Существует и альтернативный сценарий: если инфляция и ожидания населения ускорятся из-за колебаний валютного курса или увеличения дефицита бюджета, ставка может завершить год на уровне 17%, — добавила Жанна Смирнова.
В ПСБ ожидают снижение ключевой ставки до 16% уже 12 сентября. По их прогнозам, к концу 2025 года ставка опустится до 15%, а к концу 2026-го — до 12%. Дмитрий Грицкевич указывает, что вероятность снижения ниже 10% реализуется не ранее 2028 года. Владимир Еремкин допускает оптимистичный сценарий, при котором ставка станет однозначной уже во второй половине следующего года.
Главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев также прогнозирует, что ЦБ снизит ключевую ставку до 16% на ближайшем заседании 12 сентября. Более оптимистично он оценивает декабрь 2025 года, когда ставка может снизиться до 13%. В этом случае доходность по вкладам к концу года снизится до 11–12% или даже ниже.
Способы сдерживания роста ценЕсли ставка все же будет резко уменьшена, эксперт РАН в своей статье предлагает ряд мер для смягчения последствий. Среди них — увеличение импорта, что временно укрепит рубль и расширит предложение на внутреннем рынке. По расчетам специалиста, для компенсации притока 10 трлн рублей потребуется рост импорта примерно на $120 млрд.
Также предложено направить средства Фонда национального благосостояния на развитие новых технологий и современного производства. Эксперт считает необходимым больше инвестировать бюджетные средства в заводы, оборудование и инфраструктуру заранее, поскольку между такими вложениями и ростом производства существует временной лаг. Кроме того, надо активнее использовать имеющиеся мощности.
При этом для успешной реализации этих мер необходим жесткий финансовый контроль, в котором поможет цифровой рубль.
Владимир Еремкин из Президентской академии отмечает, что предложенные в статье меры подходят для среднесрочной перспективы и не помогут быстро сдержать резкий отток вкладов. Он подчеркивает, что главной задачей является не допустить формирования такой ситуации и снижать ключевую ставку постепенно, чтобы рынок успевал адаптироваться.
В этом году в Telegram-каналах распространялись слухи о возможной заморозке вкладов банками для предотвращения оттока средств. Однако в августе заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин опроверг такие сообщения, заявив, что подобная мера невозможна и нанесла бы значительный ущерб экономике.