Новая высота: последствия изменения правил расчета утильсбора


Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Новые правила утильсбора изменят цены на машины и судьбу авторынка в России

В России могут пересмотреть правила расчета утилизационного сбора. С инициативой, предусматривающей учитывать при определении размера сбора не только объем двигателя, но и его мощность, в Минпромторг обратились представители «Объединения автопроизводителей России». Как это нововведение может повлиять на цены авто и авторынок, изучали «Известия».

Важна мощность!

В «Объединении автопроизводителей России» (ОАР) выдвинули предложение скорректировать методику расчета утильсбора, добавив критерий, связанный с мощностью двигателя. Соответствующее письмо, копия которого находится в распоряжении «Известий», подписали председатель совета ОАР и гендиректор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин, президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин и гендиректор ПАО «Соллерс» Николай Соболев, направленное в Минпромторг РФ.

В письме отмечается, что с развитием технологий в автомобильной индустрии прежняя схема, при которой размер утильсбора рассчитывается на основе типа двигателя и его объема, утратила актуальность. В ОАР подчеркнули, что турбированные моторы, получившие распространение, в том числе в китайских автомобилях, имеют сравнительно небольшой объем (около 1,5 л) при значительно большей мощности. Также в организации указали на рост числа гибридных машин с ДВС малого объема. В результате, по мнению ОАР, одинаковый размер утилизационного сбора налагается на автомобили кардинально разных ценовых категорий при близких объемах двигателя.

Пример приводится такой: «Бюджетный седан Changan Alsvin с рекомендованной ценой 1,85 млн рублей и объемом двигателя 1,48 л (мощность 98 л.с.) облагается утильсбором в 677,4 тыс. рублей. Тот же размер сбора предусмотрен для BMW X3 с ценой 8 млн рублей и объемом 1,99 л (255 л.с.) и для гибрида Aito M9 с ценой 10 млн рублей и мощностью 496 л.с.» — говорится в письме.

По мнению ОАР, текущая система расчета утильсбора утратила способность обеспечивать «социальную дифференциацию», при которой за более мощные и дорогие автомобили платят больший сбор.

Указано, что льготные ставки утильсбора для импортеров-физлиц (3,4 тыс. рублей за ввоз нового автомобиля и 5,2 тыс. рублей за машину с пробегом старше трех лет) вкупе с моделью расчета по объему двигателя привели к резкому росту доли импорта для физических лиц. По данным ОАР, в 2025 году доля таких авто в структуре импорта достигает 50–70%, что способствует распространению «серого» бизнеса.

«Фактически автомобиль ввозится через бизнес-структуру, но по льготной ставке оформляется на физлицо, которое платит посреднику наличными», — говорится в обращении ОАР.

В Минпромторге «Известиям» подтвердили получение письма и сообщили, что оно «будет рассмотрено в установленном порядке».

Мнение эксперта

Генеральный директор Frank Auto Ирина Франк считает инициативу ОАР своевременной и технически обоснованной. Она отметила, что раньше при преобладании атмосферных бензиновых моторов объем двигателя прямо коррелировал с мощностью и ценой, но современные технологии изменили эту связь.

— «Сегодня турбированный полуторалитровый мотор способен выдавать мощность, соизмеримую с трехлитровыми ранее поколениями, а гибридные установки стирают эту зависимость. Текущая система фактически штрафует честных импортеров и стимулирует серый импорт», — заявила Ирина Франк «Известиям».

По словам эксперта, изменение параметров расчета утильсбора существенно повлияет на рынок. Цены на новые автомобили, особенно премиум и мощные гибриды, могут значительно вырасти, так как исчезнет их ценовое преимущество. Для бюджетных и среднеценовых моделей с небольшой мощностью негативных изменений, скорее всего, не будет.

— «На рынке подержанных машин эффект будет наиболее заметным: серый импорт мощных иномарок снизится, что, возможно, приведет к росту цен на уже растаможенные машины этого сегмента», — прогнозирует Ирина Франк.

Заместитель гендиректора по продажам АГ «Авилон» Ренат Тюктеев уверен, что если ОАР реализует свои предложения, то серый импорт подорожает за счет разницы между коммерческим и льготным утильсбором, что приведет к росту цен на 800 тыс. рублей и выше в зависимости от мощности двигателя.

— «Мы считаем инициативу своевременной. Сегодня продажи машин с льготным утильсбором превратились в «конвейер»: достаточно выбрать автомобиль с льготным налогом на классифайде. Это переворачивает идею, что льготный сбор применяется при самостоятельной покупке частным лицом и создает схему ухода от налогов для бизнеса», — объяснил Ренат Тюктеев.

Повышение цен подтверждено опытом

Изменения в утилизационном сборе неизбежно вызовут рост цен, что подтверждает опыт августа 2023, октября 2024 и января 2025 годов, отметил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Введение нового критерия, а также индексация с 1 января 2026 года отразятся на стоимости авто.

По мнению Кадакова, идея учета мощности двигателя — это «работа на перспективу» для поддержки выпуска новых отечественных моделей.

— Уже объявлено, что в следующем году появятся автомобили возрожденного бренда «Волга» с турбомоторами, а АвтоВАЗ начнет выпуск моделей с такими двигателями. «Москвич» тоже расширяет линейку турбомоторов. Для успеха этих проектов логично ограничить импорт конкурентов. Видимо, по письму ОАР новые правила будут касаться всех импортеров, — объяснил Максим Кадаков.

Ранее глава Минпромторга Антон Алиханов сообщал о планах изменить правила утилизационного сбора, в том числе введении ограничения по мощности в 160 л.с. для льготных ставок, напомнил партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. По его мнению, если предложения ОАР будут одобрены, цены на машины непременно вырастут.

— «В преддверии изменений ожидается всплеск продаж, а затем резкое падение. Российский авторынок сейчас очень слаб, любые попытки изменить утильсбор могут стать фатальными и обрушить рынок», — предупредил эксперт.

Бюджету нужны средства

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин считает, что ввод параметра мощности для расчета утильсбора — способ компенсировать уменьшение поступлений в бюджет, вызванное снижением импорта через юридические лица.

— «Число таких машин сокращается, а доля автомобилей, ввезенных физлицами, растет — сейчас около половины от общего импортного объема, в начале года было меньше 15%. Большинство таких авто оформляется через СБКТС на конкретных покупателей, поэтому они получаются дешевле официально ввезенных по ОТТС», — объяснил он.

Если предложения ОАР одобрят, цены на такие машины вырастут, предупредил Шапарин. Особенно пострадают регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири, где высока доля малокубатурных, но мощных моделей.

— «В этих регионах основной спрос приходится на импортируемые, чаще подержанные автомобили для частного пользования. Повышение утильсбора и последующий рост цен могут вызвать социальное напряжение», — указал вице-президент НАС.

По мнению Антона Шапарина, отечественный автопром надо защищать с помощью тарифов и пошлин — это обычная мировая практика, но защита должна касаться только тех моделей, которые производятся в России.

— «Если у нас нет и не предвидится собственных моторов мощностью 150 л.с. для легковушек, то зачем ограничивать их импорт и выбор покупателей? Аналогично — для разных кузовов и классов», — считает он.

Вопрос серого импорта

Хотя любые ограничения могут привести к появлению схем обхода, в случае учета мощности это маловероятно, считает вице-президент НАС. Он уточнил, что в отличие от экологического класса или заниженной таможенной стоимости, уменьшить мощность двигателя трудно, поскольку это легко проверяется.

Главред «За рулем» относится скептически к возможному росту серых схем занижения мощности для снижения утильсбора. Поскольку мощность можно определить по VIN, такие схемы переходят в разряд мошенничества с уголовной ответственностью.

Никита Колесников, представитель японской компании HSS в России, отметил, что мощность строго фиксируется в международных сертификатах и каталога производителей, и таможня будет ориентироваться именно на эти данные.

— «Попытка занизить мощность будет расцениваться как мошенничество с серьезными последствиями. Хотя соблазн останется, реализовать такие схемы сложно и рискованно, из-за чего они не получат широкого распространения», — сообщил он «Известиям».

Лента

Все новости