Сегодня инновации в банковской сфере, пожалуй, наиболее заметны обычному россиянину, который сталкивается с ними ежедневно в повседневной жизни. Вместе с тем, важные трансформации в финансовой отрасли происходят «за кулисами», затрагивая различные сферы экономики и общества. Член правления ВТБ Дмитрий Брейтенбихер рассказал «Известиям» на полях ВЭФ-2025 о том, каким образом меняется банк и какие проекты сейчас в приоритете.
— В последнее время доходность вкладов снижается. Скоро пройдет заседание Центробанка, ожидается дальнейшее снижение ставки. Сохраняется ли при этом сберегательная модель поведения населения, на ваш взгляд?
— Да, это подтверждается не только моим мнением, но и статистикой — сберегательная модель сохраняется. Пока доходность и ставки двузначны, депозит и накопительный счет остаются выгодным инструментом для сохранения денег, ведь они продолжают опережать инфляцию. По нашим подсчетам, сбережения россиян увеличатся примерно до 67,2 трлн рублей к концу года, что соответствует росту около 17%.
Здесь играют роль два ключевых момента. Первый — возможность сохранять средства с доходностью выше инфляции. Второй — опыт накопления за период высоких ставок. Ранее, когда разница ставок была невелика, было менее важно хранить деньги на счете либо переводить в вклад. Сейчас же двузначная разница приучила направлять свободные средства на накопительный счет или депозит с возможностью пополнения, причем сделать это удобно можно онлайн сразу после зачисления зарплаты. Мы наблюдаем, что общий объем средств на текущих счетах снижается при росте совокупных сбережений. Привычка откладывать деньги укрепилась, и это позитивно.
— Как обстоят дела с обслуживанием ваших клиентов — они чаще обращаются в офисы или пользуются онлайн-сервисами?
— Я курирую продажи во всех сегментах. Выбор между онлайн-каналами и посещением отделений зависит от разных причин: привычек, доступности офисов, возраста. За прошлый год у нас значительно выросло количество старших клиентов и пенсионеров, для которых важно общение с менеджером лично и подробные консультации. Молодежь, напротив, предпочитает проводить все операции онлайн и может не посещать офисы вообще.
— Расскажите, как идет интеграция ВТБ с Почта Банком?
— Это масштабный проект. Уже подключено 2,5 тысячи точек Почта Банка, где активно продаются продукты ВТБ. Благодаря этому мы расширяем доступ к полной продуктовой линейке ВТБ даже в малонаселенных пунктах с численностью менее тысячи человек. Это очень важное направление для нас.
Кроме того, мы сотрудничаем напрямую с почтовыми отделениями, выступая там агентами. Такой проект обладает большим потенциалом. Объединение широкой сети почты и Почта Банка с технологическими решениями и продуктовыми возможностями ВТБ должно привести к существенному эффекту в продажах, обслуживании и увеличении клиентской базы.
— На рынке сейчас высокая конкуренция в программах лояльности, многие предлагают выгодные условия. Ожидаются ли у вас изменения?
— В части программы лояльности ВТБ значительных изменений не планируется. Сейчас у нас одна из лучших программ, и мы лидируем в рейтингах — лучший зарплатный проект и лучшая программа лояльности. Мы намерены сохранить уровень кэшбеков и дополнительных опций, одновременно постепенно расширяя программу за счет партнерских продуктов для семейного сегмента.
Пока дополнительные продукты партнеров доступны состоятельным клиентам, но мы начинаем внедрять в зарплатный бизнес продукт VTB Family. Сейчас у нас более 2000 партнеров, предоставляющих клиентам скидки, бонусы и льготы.
— Каким образом ВТБ расширяет присутствие на Дальнем Востоке?
— Благодаря интеграции с Почта Банком более 420 населенных пунктов с населением свыше пяти миллионов получают доступ к услугам ВТБ. На форуме один из представителей нефтяной компании выделил три важных направления развития, которые я считаю универсальными для бизнеса.
Для роста необходимо: открывать новые месторождения — в банковской сфере это открытие новых офисов и точек продаж; увеличивать глубину переработки — увеличивать число продуктов, продаваемых действующим клиентам, развивать бизнес с ними; и повышать производительность — внедрять технологии, автоматизацию, что способствует обслуживанию большего количества клиентов, улучшению качества сервиса и подбору продуктов, оптимально соответствующих потребностям клиента и условиям рынка.
— Вы упомянули, что за период высоких ставок у клиентов сформировалась привычка копить. Как обстоят дела с их инвестиционной грамотностью?
— Безусловно, она растет. Люди учатся, анализируют ошибки, опыт недобросовестных финансовых организаций заставляет их тщательнее изучать условия договоров и обучаться, в том числе через онлайн-курсы. Это естественный процесс эволюции. Я считаю, что крупные финансовые институты, такие как ВТБ, должны не только быть честными и прозрачными, но и активно способствовать развитию финансовой грамотности.
Совместно с Центральным банком мы реализуем масштабную программу по повышению знания в этой области. В прошлом году мы провели свыше 700 обучающих мероприятий в разных регионах, где обучаем инвесторов лучше понимать фондовый рынок и избегать спекуляций.
Кроме того, запущена программа финансового просвещения для зарплатных клиентов, когда сотрудник банка приходит на предприятие и объясняет простые, но важные вещи: как считать сложный процент, как правильно читать кредитные договоры. Это помогает нашим клиентам ориентироваться в продуктах и принимать более обдуманные решения. Важно, чтобы финансовые институты объясняли условия своих продуктов максимально полно и понятным языком и создавали образовательные инициативы, развивающие базовую финансовую грамотность.