Россия и Украина начали реализовывать лишь гуманитарные соглашения, достигнутые в ходе последнего заседания в Стамбуле. В то же время Москва продолжает ожидать реакции Киева на предложение о создании трех рабочих онлайн-групп, посвященных политическим, военным и гуманитарным вопросам, как сообщили «Известиям» в МИД. Кроме того, российская сторона остается готовой к установлению кратковременных перемирий длительностью 24–48 часов для того, чтобы санитарные команды могли эвакуировать раненых и погибших. РФ выступает за продолжение переговоров, при этом дату следующего раунда согласуют только после исполнения предшествующих договоренностей. Эксперты «Известий» предполагают, что Киев задерживает переговорный процесс, обладая поддержкой со стороны Европы.
Киев не отвечает на инициативы МосквыС момента третьего раунда российско-украинских переговоров в Стамбуле прошло около полутора месяцев. На этой последней встрече стороны достигли соглашения о новом обмене пленными — не менее 1200 человек с каждой стороны, согласовали взаимную передачу тел погибших, а также обсудили вопросы возвращения гражданских, перемещенных в результате боевых действий.
Сторонам удалось добиться прогресса именно в гуманитарном направлении. Так, 19 августа стало известно о передаче тел погибших солдат по формуле «1000 на 19». 24 августа Министерство обороны РФ сообщило о возвращении 146 российских военнослужащих с подконтрольной Украине территории, взамен на их территории были переданы 146 военнослужащих ВСУ. Кроме того, в конце июля домой вернулись восемь жителей Курской области, которые были насильно перемещены Украиной во время временной оккупации приграничных районов.
Однако Киев практически не реагирует на инициативу Москвы о предоставлении кратковременных перемирий длительностью 24–48 часов, чтобы санитарные группы смогли забрать раненых, а командиры — передать тела погибших.
— Эти инициативы были высказаны как во втором, так и в третьем раунде переговоров. Формального отказа мы не получили, однако заметны негативные комментарии Владимира Зеленского по этому поводу. Тем не менее, исходим из того, что это гуманитарное предложение по-прежнему актуально, — сообщили «Известиям» в МИД РФ.
Кроме того, Украина до сих пор не ответила на российское предложение создать три рабочие онлайн-группы.
— Мы все еще ждем ответ от украинской стороны на предложение, направленное 23 июля во время третьего раунда переговоров в Стамбуле, о формировании трех рабочих групп — политической, военной и гуманитарной, — уточнили в МИД.
Кроме того, Российская Федерация не получила отклика на инициативу повысить статус делегаций. Эта тема впервые была поднята после телефонного разговора президентов России и США 18 августа.
— На всех трех заседаниях по стамбульскому формату российскую делегацию возглавлял помощник президента РФ Владимир Мединский, что соответствует уровню вице-премьера. Со стороны Украины был министр обороны Рустем Умеров. Мы заявляли о готовности повысить ранг обеих делегаций, но ответа от Киева не получили, — отметили в МИД России.
Всего Россия и Украина провели три раунда переговоров: 16 мая, 2 июня и 23 июля. По результатам последней встречи Владимир Мединский сообщил, что решение о следующем раунде переговоров примут после выполнения новых соглашений. Тогда он отметил, что все договоренности в гуманитарной сфере, кроме возвращения всех жителей Курской области в Россию, были выполнены.
— Мы исходим из предположения, что переговоры будут продолжены. Дату следующего раунда согласуют после выполнения соглашений предыдущих встреч и когда Киев четко сформулирует свою позицию по российским предложениям, включая создание рабочих групп и повышение статуса делегаций, — заявили в МИД РФ.
В ходе третьего раунда в Стамбуле РФ также поднимала вопрос возвращения российских детей, находящихся на Украине или вывезенных в страны Евросоюза. Владимир Мединский сообщил, что российская сторона получила полный список из 339 фамилий украинских детей и выполняет работу по возвращению. «Часть детей уже вернулась на Украину. По остальным осуществляется работа. В случае обнаружения их законных родителей или близких родственников, дети будут незамедлительно возвращены домой», — подчеркнул он. Кроме того, сохранится практика бессрочного обмена тяжелоранеными и больными на линии фронта.
Причины затягивания переговорного процесса УкраинойПо мнению политолога Ивана Лошкарева, Киев намеренно затягивает переговоры, стремясь выработать ответные меры в связи с несогласием с форматом Стамбульских переговоров, который предусматривает решение комплексного круга вопросов — от политических до гуманитарных.
— Для Киева главным приоритетом всегда было только военное перемирие с возможным решением вопросов по обмену пленными и удерживаемыми лицами. Логика Стамбульских переговоров — работать по всем направлениям, а логика Киева — решать только те вопросы, которые ему удобны, — считает эксперт.
Ясно, что стремление Киева отложить переговоры не проходит без содействия Европы.
— Стамбульский формат предполагает определенные уступки со стороны Украины, что не устраивает Евросоюз. ЕС и его лидеры считают, что формат переговоров должен быть иным и предполагают возвращение к многостороннему формату, подобному Нормандской четверке в рамках Минских соглашений. Европа хотела бы более активно участвовать в переговорах и иметь возможность блокировать предложения, которые считает неприемлемыми, то есть российские, — пояснил Лошкарев.
В последнее время укрепляются отношения Украины с ЕС. После прихода Дональда Трампа к власти Вашингтон начал диалог с Москвой, в том числе касаемо украинского конфликта. Вместе с этим Брюссель активизировал поддержку Киева. В то же время 3 сентября Зеленский признал, что коалиция желающих оказывать военную помощь Украине остается пока «теоретической».
ЕС продвигает ускоренное вступление Украины в союз, включая гарантии безопасности. Большинство стран блока готовы поддерживать продолжительный военный конфликт, подчеркнул министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто после встречи глав МИД ЕС 30 августа в Копенгагене. Кроме того, Литва предложила начать переговоры о членстве Украины без согласия Венгрии, что противоречит основным демократическим принципам ЕС.
Вопросы гарантий безопасности для Украины также решаются непросто. США явно пытаются переложить ответственность на Европу. Ранее Дональд Трамп настаивал на увеличении военных расходов стран НАТО до 5% ВВП. Кроме того, президент США предложил модель, при которой американское вооружение для ВСУ будет финансироваться европейскими странами.
В настоящее время в Штатах не реагируют на очевидное торможение переговорного процесса со стороны Киева. По мнению эксперта «Валдая» Андрея Кортунова, это может соответствовать дипломатическому подходу Дональда Трампа.
— Трамп делает акцент на личном контакте. Поэтому когда Зеленский говорит, что не видит смысла вести переговоры ни с кем, кроме Путина, эта позиция, возможно, находит отклик у Трампа, — отметил эксперт.
19 августа пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт сообщила, что вице-президент Джей Ди Вэнс, госсекретарь Марко Рубио и спецпосланник Стив Уиткофф займутся координацией взаимодействия с Москвой и Киевом для скорейшего проведения встречи Путина и Зеленского.
24 августа глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу NBC News заявил, что Зеленский фактически является «главой режима», и Путин готов встретиться с ним в этом качестве, хотя по Конституции он нелегитимен.
3 сентября на пресс-конференции в Китае Путин пригласил Зеленского посетить Москву, если украинский лидер готов к встрече. Президент РФ отметил, что Украина вправе самостоятельно выбирать способы обеспечения своей безопасности, но делать это за счет России не следует. Российский лидер также напомнил, что Москва не возражала против членства Украины в ЕС, но против ее присоединения к НАТО.