Проект газопровода «Сила Сибири – 2» и транзитная линия через Монголию «Союз – Восток» получили одобрение. «Газпром» совместно с китайской CNPC подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве, предусматривающий поставки газа в течение тридцати лет объемом 50 млрд кубометров ежегодно. Общий объем поставок может увеличиться до 106 млрд кубометров в год. Специалисты оценивают, что доходы от этого экспорта превысят $27 млрд ежегодно, а регулярные поставки начнутся уже в 2031 году. Расширение экспортных возможностей окупится и позволит газифицировать ряд регионов России, включая южную часть Красноярского края, говорится в сообщении. В долгосрочной перспективе Россия превратится в ключевого и надежного поставщика энергоресурсов для растущей экономики Китая. Подробнее о стоимости расширения мощностей и новых перспективах для РФ и КНР — в статье «Известий».
Основные договоренности в Китае«Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали юридически обязательный меморандум о строительстве газопровода «Сила Сибири – 2» и транзитного газопровода через Монголию «Союз – Восток», рассказал председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер по итогам переговоров лидеров России, Китая и Монголии, прошедших 2 сентября в Пекине. Обмен документами прошёл в присутствии президента России Владимира Путина, китайского лидера Си Цзиньпина и президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха.
Как отметил Алексей Миллер, «это станет крупнейшим, самым масштабным и капиталоемким проектом в мировой газовой отрасли». Новый газопровод позволит ежегодно поставлять из России в Китай до 50 млрд кубометров природного газа. Поставки запланированы на срок 30 лет, добавил он.
Кроме того, стороны договорились увеличить экспорт по уже действующему маршруту «Сила Сибири» с 38 до 44 млрд кубометров в год, а по проекту «Дальневосточный маршрут» — с 10 до 12 млрд кубометров. Начало поставок по последнему контракту запланировано на январь 2027 года. Таким образом, суммарный объем поставок по новым и расширенным контрактам может достигать 106 млрд кубометров ежегодно.
Алексей Миллер не назвал точную цену на газ для Китая, однако указал, что она будет объективно ниже европейской из-за меньшего транспортного расстояния.
Справка «Известий»Проект «Сила Сибири – 2» намерен соединить газовые месторождения Ямала и Западной Сибири с Китаем через территорию Монголии. В апреле 2025 года Монголия согласовала маршрут. Проектная пропускная способность газопровода — 50 млрд кубометров в год. Реализация «Силы Сибири – 2» ранее сталкивалась с трудностями главным образом из-за отсутствия окончательного контракта между «Газпромом» и CNPC. Переговоры, начавшиеся в 2020 году, задерживались из-за разногласий по цене газа. КНР настаивала на стоимости близкой к российским внутренним тарифам, тогда как «Газпром» стремился к более высоким экспортным ценам.
Стоимость и инвестиции
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отметил, что расширение действующих мощностей изначально было заложено в проект маршрута и необходимой инфраструктуры.
— После успешного выхода «Силы Сибири» на контрактные объемы Китай заинтересовался дополнительными объемами, и теперь это документально оформлено. На самом деле инвестиции довольно умеренные. Труба фактически готова, нужно лишь немного расширить добычу и добавить еще одну линию переработки на Амурском ГПЗ, что изначально предусмотрено проектом, — пояснил он.
По словам Гривача, в России инвестиции будет реализовывать «Газпром» под финансовые обязательства китайской стороны в рамках дополнения к долгосрочному контракту.
Стоимость «Силы Сибири – 2» по оценкам агентства Reuters составляет порядка $13,6 млрд.
Управляющий партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин рассказал, что увеличение мощностей на «Силе Сибири» и «Восточном маршруте» в основном связано с дополнительной компрессией и модернизацией узлов, что требует инвестиций в несколько миллиардов долларов.
— «Сила Сибири – 2» гораздо масштабнее: около 2600 километров трубы, включая участок в Монголии с пятью компрессорными станциями. Стоимость трубопровода оценивается в $10–15 млрд. К этому добавляются расходы на ресурсную базу и инфраструктуру. Итогом станет масштабный проект, экономически оправданный 30-летним контрактом, — подчеркнул он.
Гривач подчеркнул, что газопровод окупится даже при действующей цене для Китая в $260 за тысячу кубометров.
Согласно мнению Екатерины Косаревой, управляющего партнера компании «ВМТ Консалт», при такой стоимости топлива и полной загрузке новых мощностей «Газпром» будет получать от Китая ежегодно более $27 млрд.
Сроки строительства и польза для РоссииКомментируя начало поставок по «Силе Сибири – 2», Алексей Миллер напомнил график реализации первого проекта «Сила Сибири»: контракт был подписан в 2014 году, а поставки начались в 2019 году.
— Я могу сказать, что стоит ориентироваться на сроки, сопоставимые с «Силой Сибири». Мы ввели проект на полгода раньше срока. Директивный срок был май 2020 года, а поставки стартовали в декабре 2019-го. В 2024 году мы вышли на плановую мощность 1 декабря, то есть сотрудничество с китайскими партнерами показало высокую слаженность работы, и «Газпром» полностью выполнил свои обязательства, — рассказал он.
По мнению Екатерины Косаревой, Алексей Миллер явно дал понять, что поставки по «Силе Сибири – 2» вероятно начнутся в 2031–2032 годах.
— Конечно, пока подписан только меморандум, поэтому точных сроков никто не называет, но примерно такие временные ориентиры обозначены, — уточнила она.
Алексей Гривач отметил, что в рамках «Силы Сибири – 2» планируется увеличение газификации регионов, прежде всего юга Красноярского края и города Красноярска — единственного миллионника России без газоснабжения.
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов считает, что при успешной реализации проектов и расширении «Восточного маршрута» газ может активнее использоваться на Дальнем Востоке, в частности в Хабаровском и Приморском краях. Он напомнил, что спрос на газ в этом регионе, по оценкам «Газпрома», возрастет с 4,3 млрд кубометров в 2021 году до 22 млрд к 2035 году.
Справка «Известий»Поставки российского газа в Китай по первой «Силе Сибири» стартовали в 2019 году в рамках долгосрочного договора между «Газпромом» и CNPC. В 2024-м через этот маршрут экспортировано 31,12 млрд кубометров. 1 декабря 2024 года показатели были выведены на максимальный контрактный уровень 38 млрд кубометров в год. За восемь месяцев 2025-го «Газпром» увеличил поставки в Китай на 28%.
В августе 2018 года началась разработка проекта продления газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток», построенного в 2011 году. В феврале 2022-го «Газпром» и CNPC подписали долгосрочный контракт на поставку 10 млрд кубометров природного газа в год по «дальневосточному маршруту», получившему название «Сила Сибири – 3». Техническое соглашение о строительстве было заключено на ПМЭФ в 2022 году. Источником газа станут шельфовые месторождения проекта «Сахалин-3». Поставки по этому маршруту планируются с 2027 года.
Дмитрий Касаткин отметил, что новые экспортные газопроводы не решают напрямую задачи газификации регионов, но создают необходимую инфраструктуру.
— Новые маршруты через Восточную Сибирь и Монголию дают возможность подключать отдельные районы — Иркутскую область, Бурятию, Забайкалье. Развитие компрессорных мощностей увеличивает надежность всей системы и уменьшает «островной» характер восточных регионов, что облегчает доступ к газу, — пояснил он.
Генеральный директор «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора» (ООО «НААНС-МЕДИА») Тамара Сафонова считает, что увеличение экспорта газа в Китай по трем анонсированным проектам в перспективе позволит России занять роль основного и надежного поставщика энергоресурсов для растущей экономики Китая.
— Развитие трубопроводных проектов позволит Китаю укрепить энергетическую безопасность, сократив импорт сжиженного природного газа, прежде всего из США и Австралии, а также обеспечит экономический рост за счет снижения расходов и повышения эффективности поставок, — объяснила она.
С ее мнением согласен Дмитрий Касаткин. По его словам, Россия получает долгосрочные гарантированные продажи на растущем азиатском рынке, снижая зависимость от сложностей экспорта СПГ, одновременно поддерживая машиностроение и трубную промышленность.
— Китай увеличивает долю стабильного трубопроводного газа в своем энергобалансе, сокращая ценовые риски в пиковые периоды. Обе стороны выигрывают и в расчетах: часть контрактов будет в национальных валютах, что уменьшит зависимость от доллара, — отметил эксперт.
Для мирового рынка это означает, что часть спроса сместится из сегмента СПГ в поставки «трубного» газа, что усилит конкуренцию на азиатском рынке в начале 2030-х годов, заключил эксперт.