Смущало, что не ходим в форме и не слушаем свой гимн


Фото: РИА Новости/Sputnik/Виктор Толочко

Россияне выиграли четыре медали на ЧМ по гребле, несмотря на ограничения и визовые проблемы

В августе в Милане состоялся чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ. Второй год подряд российские спортсмены выступали на этом международном турнире в нейтральном статусе, постепенно возвращаясь на мировую арену после отстранения в 2022 году. Российские гребцы сумели завоевать две золотые и две бронзовые медали. Захар Петров одержал победу дважды на дистанции 500 м — в одиночном каноэ и в двойке вместе с Иваном Штылем. Третьи места в одиночных каноэ на 200 м заняли Сергей Свинарев и Екатерина Шляпникова.

В интервью «Известиям» главный тренер российской сборной по гребле на байдарках и каноэ Кирилл Шамшурин прокомментировал достижения команды, рассказал, как двухлетнее отстранение сказалось на спортсменах, а также осветил возможные сложности, связанные с отбором на Олимпийские игры 2028 года в Лос-Анджелесе.

«Нашим не давали визы, и они были вынуждены пропускать крупные соревнования»

— Как оцениваете результаты на чемпионате мира?

— Мы заняли четвертое место в общем зачете и шестое с учетом только олимпийских дисциплин. В целом награды завоеваны там, где мы и рассчитывали. Единственным разочарованием стало выступление мужской каноэ-четверки, в которой ожидали большего, учитывая высокий уровень состава и шанс на медаль. Особенно порадовала Екатерина Шляпникова: она стабильно выступала весь сезон, получила бронзу на ЧМ и постепенно укрепляет свои позиции в женском каноэ. Итоговые показатели хорошие, но есть куда расти.

— На какие достижения можно рассчитывать на Олимпийских играх 2028 года в Лос-Анджелесе?

— Многое зависит от системы отбора. Международная федерация каноэ (ICF) планирует ее изменить. Во время чемпионата мира я присутствовал на собрании федерации, где обсуждался предстоящий отбор на Игры. До 31 декабря ICF должна представить МОК окончательную схему лицензирования. Надеемся, что в ноябре будет ясность, и мы сможем оценить наши шансы, исходя из новой системы.

— Какую систему отбора планирует внедрить международная федерация?

— Нам сообщили, что планируется проведение пяти рейтинговых соревнований ежегодно, которые будут проходить на разных континентах. При этом возникнут сложности, поскольку не все страны выдают визы российским спортсменам.

За последние три с половиной года в нескольких видах спорта мы неоднократно сталкивались с тем, что нашим спортсменам отказывали в визах, из-за чего они вынуждены пропускать крупные турниры в таких странах. Этот вопрос поднимался на собрании ICF. Причем проблема не только российская — например, некоторые африканские страны не получают визы в Канаду.

Кроме того, мультиконтинентальный отбор создает трудности с логистикой и расходами. Перевозить лодки между континентами дорого и сложно. Представители ICF обсуждали этот момент, и, возможно, будет проведено пять-шесть рейтингов, при этом спортсмены должны будут участвовать минимум в трех из них, выбирая наиболее удобные для них варианты.

Сейчас мы ждем окончательного утверждения системы отбора, чтобы разработать внутренние регламенты, которые соответствовали бы международным и помогали эффективно формировать команду для Олимпиады.

— Поможет ли новая схема снизить влияние проблем с визами?

— Именно на это и направлена идея. Однако на практике все может быть непросто. В нынешней политической ситуации необходимость выступать на другом континенте — серьезное затруднение. Например, пока неясно, как Канада отнесется к нашим спортсменам, и там планируется один этап Кубка мира. Это влияет на комплектование команды.

Вероятно, придется отказаться от традиционного отбора через Кубок и чемпионат России, поскольку летом, в период международных стартов, спортсмены не смогут участвовать во всех турнирах. Тем не менее многое решится после окончательного решения ICF.

«Итальянцы поддерживали Россию»

— Российская сборная по гребле в байдарках и каноэ второй год подряд выступает на чемпионате мира. Как повлияло отстранение с февраля 2022 по август 2024 года на уровень спортсменов?

— Из-за этого отстранения смена поколений у мужчин в байдарках затянулась.

— Поэтому на двух последних чемпионатах мира байдарочники не приносили медалей?

— Да, потому что спортсменам нужны зарплаты, а у нас они зависят преимущественно от результатов на международной арене. Смена поколений замедлилась, но сейчас мы работаем над этим и ожидаем прогресс в будущем.

— Значит ли это, что в будущем можно рассчитывать на медали не только в каноэ?

— Определенно. У нас есть потенциал и в байдарке. Мы планируем обсуждать с тренерским штабом дополнительные шаги и коррективы — ведь делать одно и то же ведет к стабильным результатам. Нужно развиваться, и я уверен, что мы сможем добиться успехов и в байдарочной дисциплине.

— Насколько сохранится команда, которая выступала на ЧМ в Милане, к Олимпиаде 2028 года?

— В спорте такого уровня не обязательно менять состав каждый цикл. Гребля – длительный по срокам вид спорта. Иван Штыль, родившийся в 1986 году, почти 40-летний профессионал, который намерен продолжать подготовку к Лос-Анджелесу. Внутренняя конкуренция в каноэ очень серьезная, молодые спортсмены будут стимулировать опытных, как это было в 2021 году, когда Захар Петров заменил гонцов прошлого поколения, включая меня.

— Кто из молодых сможет поддержать лидеров в ближайшее время?

— В следующем году это может быть непросто, но к Олимпиаде 2028 должно появиться несколько перспективных юношей и девушек как в каноэ, так и в байдарках. У нас есть хорошая база, что дает надежду на сильное будущее.

— Есть ли у Захара Петрова риск потери лидерства?

— В спорте никто не застрахован от конкуренции. Если кто-то сумеет его обойти, значит он сильнее. Но сейчас Захар – безусловно сильнейший одиночник в российском каноэ, таких у нас мало.

Российские экипажи всегда были мощными. Например, на последней Олимпиаде в Париже в прошлом году у нас могло быть два сильных экипажа с шансами на медали. Однако политика привела к отстранению двоих спортсменов из разных лодок, гребущих справа, что важно для команды. В итоге команда гребла с одной стороны, и ребята уступили из-за погодных условий. Алексей Коровашков и Захар Петров гребли слева, а ветер дул справа – это важный нюанс, влияющий на результат.

— Чувствовали ли на чемпионате мира в Милане негатив от других команд или зрителей?

— По моим ощущениям, итальянцы поддерживали российских спортсменов. Когда объявляли наших, трибуны скандировали их имена. Разумеется, меньше, чем своих, но негативного давления не наблюдалось. Атмосфера была полностью здоровой. Единственное, что смущало, — невозможность выступать в своей форме и слушать гимн. Но никаких сложностей от болельщиков или других делегаций не было.

Лента

Все новости