Российско-китайские подводные маневры: как прошел совместный патруль


Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

Российские и китайские субмарины впервые провели вместе сложное подводное патрулирование в АТР

Российские и китайские подводные лодки впервые осуществили совместное патрулирование. Главная задача этих сложных учений заключалась в отработке контроля над различными районами Мирового океана и обнаружении надводных целей, сообщили эксперты, опрошенные «Известиями». Это мероприятие уникально, поскольку ранее совместные действия субмарин РФ и КНР не проводились. Специалисты отмечают, что такое маневрирование под водой — крайне сложная операция, требующая высокой профессиональной подготовки.

Особенности совместного подводного патрулирования

Дизель-электрическая подлодка «Волхов» из состава Тихоокеанского флота и субмарина ВМС Народно-освободительной армии Китая вышли на согласованный маршрут патрулирования в Японском и Восточно-Китайском морях. За период похода экипаж «Волхова» преодолел свыше 2 тысяч морских миль, сообщает пресс-служба ТОФ. Недавно подлодка вернулась к месту базирования во Владивостоке.

Контр-адмирал, кандидат военных наук Михаил Чекмасов в интервью «Известиям» подчеркнул уникальность совместного подводного патрулирования российской и китайской стороной.

— Ранее подобные операции ни Россия, ни Китай не проводили, и я, в целом, не припоминаю, чтобы отрабатывались такие действия с участием иностранных подлодок, — сказал он. — Это очень сложный процесс, поскольку суда находятся в подводном положении, и ориентироваться друг относительно друга они могут лишь при помощи гидроакустических систем, установленных на борту. Причем это достаточно непросто из-за малошумности самих подводных лодок.

В процессе совместного маневрирования экипажи тренировали поиск как надводных, так и подводных кораблей потенциального противника, отметил контр-адмирал.

Военный эксперт Дмитрий Болтенков рассказал «Известиям», что российские и китайские экипажи в ходе таких операций учатся контролировать океанские районы.

— Прежде всего отрабатывались элементы совместного подводного морского плавания, которые считаются наиболее сложными в вопросах связи и навигации, — пояснил он. — Была отработана и система управления. Учитывая, что маневры проходили в Японском и Восточно-Китайском морях, где активно развиваются подводные силы Японии, Южной Кореи, США и Тайваня — последний недавно обновляет свой подводный флот — можно предположить, что проводились учения по совместным противолодочным действиям против флотов этих стран. Также могли осуществляться тренировки по использованию торпедного оружия против надводных целей вероятных соперников наших государств. В целом первый совместный поход подлодок России и Китая принес подводникам ценный опыт и вряд ли станет последним.

Ранее в августе в Азиатско-Тихоокеанском регионе российско-китайский отряд надводных кораблей уже осуществил совместное патрулирование, сообщали «Известия». Эта операция, продолжившая учения «Морское взаимодействие – 2025», была направлена на отработку сложных совместных задач, включая противовоздушную и противолодочную оборону, а также оказание взаимной поддержки.

Почему совместное подводное патрулирование сложно

Совместное плавание нескольких подлодок принципиально отличается от похода надводных судов. Последние работают в двухмерном пространстве, могут видеть друг друга визуально или при помощи технических средств, таких как радары. Они способны обмениваться информацией через радиосвязь, визуальные сигналы и прожекторы. При этом могут скрытно перемещаться на поверхности океана, в том числе поддерживая режим радиомолчания. Субмарины же функционируют в трехмерной среде, сталкиваясь с трудностями гидрологии моря и невозможностью поддерживать стабильный контакт между собой. Общение возможно только через подводную гидроакустическую связь, ограниченную по дальности и скорости передачи данных. Активное использование гидроакустики ведет к утрате скрытности. В таких условиях успешное совместное плавание субмарин с экипажами, говорящими на разных языках, — крайне сложная задача.

— Вероятно, на каждой лодке были офицеры связи и переводчики, — отметил Дмитрий Болтенков. — Экипажи также должны хорошо знать технические характеристики лодок партнеров, чтобы предвидеть их маневры. В связи с этим китайская сторона выбрала подлодку проекта 636, которые Россия построила для КНР в начале XXI века в количестве десяти единиц. Эти лодки хорошо освоены персоналом обеих сторон. Однако при таком совместном патрулировании необходимо быть очень внимательным при судовождении, поскольку ошибки в маневрах могут привести к подводному столкновению, особенно если один из кораблей окажется в гидроакустической тени другого. Подобные инциденты уже случались в истории ВМФ СССР и США. Последний случай произошел 11 февраля 1992 года, когда подлодка Б-276 «Кострома» во время всплытия столкнулась с подлодкой ВМС США «Батон Руж» — после инцидента она была списана.

Российский поход подлодок поддерживали корвет «Громкий» и океанский буксир «Фотий Крылов». Воды Японского и Восточно-Китайского морей насыщены различным гражданским и военным судоходством нескольких стран. В случае нештатной ситуации необходимо быстро оказать помощь подлодке, испытывающей проблемы. Участие надводных кораблей в совместном походе подводных лодок — общепринятая практика, отметил эксперт.

Справка «Известий»

Подводные силы ВМС Народно-освободительной армии Китая были созданы при поддержке Советского Союза, начав свою историю с передачи 24 июня 1954 года подлодок С-52 и С-53. В дальнейшем Китай получил несколько советских субмарин и техническую документацию, а также помощь в строительстве подлодок проектов 613, 633 и 629. Некоторые корабли передавались готовыми комплектами: одной из первых китайских субмарин стала техника проекта 629. Обсуждалась даже идея создания совместного атомного подводного флота.

После разрыва военно-технических связей Китай продолжил самостоятельно развивать свой подводный флот.

Крупным шагом в развитии послужили 1990-е годы. Завершение холодной войны и смена курса позволили Китаю получить доступ к передовым военным и двойным технологиям, прежде всего в Западной Европе. Украина же за символическую цену продавала большое количество вооружений, пытаясь быстро заработать. Россия стремилась реализовывать масштабные поставки оружия, понимая, что китайцы, освоив реверс-инжиниринг, способны воспроизводить практически любую технику. В итоге в 1990–2000-х КНР закупила крупные партии подлодок проектов 877 и 636. Полученные технологии и опыт позволили ВМС Китая начать самостоятельное строительство современных неатомных субмарин, например проекта 041 «Юань». Китайские ученые и инженеры создали воздухонезависимые двигательные установки и начали экспортировать свои подлодки, в частности, в Пакистан.

Лента

Все новости