Футбольный клуб «Акрон» из Тольятти участвует во втором сезоне подряд в Российской премьер-лиге. В прошлом чемпионате команда заняла девятое место, чему во многом поспособствовало подписание известного форварда Артема Дзюбы, который присоединился к составу к восьмому туру РПЛ. В текущем розыгрыше после шести туров команда под руководством Заура Тедеева располагается на 12-й позиции, оторвавшись лишь на одно очко от зоны переходных матчей.
После неудачного матча с московским ЦСКА (1:3) Дзюба сделал громкое заявление о том, что сложно противостоять такому сопернику, играя 17–18-летними футболистами, и призвал руководство «Акрона» усилить состав, задав вопрос: «Мы хотим вылететь в ФНЛ?». В интервью «Известиям» генеральный директор клуба из Тольятти Константин Клюшев прокомментировал слова Дзюбы, рассказал о трансферных планах, целях по увеличению посещаемости домашних встреч в Самаре и причинах отсутствия возможности построить стадион в Тольятти в ближайшие годы. Также он пояснил ситуацию с кризисом хоккейного клуба «Витязь» из Балашихи, где он занимался коммерцией и маркетингом в прошлом сезоне.
— Ваше мнение о заявлении Дзюбы, в котором он подчеркнул необходимость усиления команды для поддержки главного тренера, а также высказал угрозу вылета из РПЛ? Обсуждал ли он это с вами заранее?
— Между мной и Артемом всегда проходит откровенный и прямой диалог. Разумеется, есть эмоциональное восприятие ситуации, но есть и объективная реальность, в которой мы работаем. Дзюба отлично осведомлен о наших условиях и положении. Без сомнения, усилия по усилению команды нужны. У нас есть список футболистов, которых мы рассчитываем привлечь до закрытия трансферного окна, чтобы укрепить состав «Акрона». Однако мы не можем позволить себе ошибки при покупке игроков. В отличие от клубов с бюджетом из государственных средств, мы опираемся на частные инвестиции и понимаем всю ответственность, связанную с этим. Но у нас нет большого бюджета.
— Какой по размеру бюджет у клуба в РПЛ?
— 14-й.
— Как оцениваете начало сезона вашей команды?
— Мы не хотим судить о команде и ее действиях по отдельным этапам. Омни оценки даем по итогам всего чемпионата. Поэтому подводим итоги уже в конце сезона.
— Вам не страшны текущие результаты, учитывая, что команда стоит в нижней части таблицы, недалеко от зоны переходных матчей, хотя в прошлом сезоне после появления Дзюбы уверенно вошла в первую десятку и успешно избежала вылета?
— В прошлом сезоне «Акрон» выглядел стабильно с точки зрения турнирного положения. Но подобное быстро меняется, особенно в начале чемпионата. Все может измениться от тура к туру, поэтому окончательную оценку дадим после завершения сезона.
— Вы недавно были учредителем маркетингового агентства DoubleDouble, которое в прошлом сезоне занималось повышением посещаемости матчей хоккейного клуба «Витязь». Насколько сыграла роль популярность Дзюбы в росте зрителей на домашних играх «Акрона»?
— Совместная рекламная кампания с Артемом уже реализуется. Считаю, что сделали шаг вперед по сравнению с прошлым сезоном. Коммерческие доходы растут, выручка увеличивается. Будучи частным клубом, мы внимательно следим за этими показателями.
— На какой посещаемости домашних матчей «Акрона» в Самаре планируете сосредоточиться в ближайшие годы?
— В краткосрочной перспективе ориентируемся на 10–12 тысяч зрителей.
— Под краткосрочной перспективой вы имеете в виду?
— Следующий сезон.
— В ноябре прошлого года в статье Forbes вы отмечали, что ваша компания смогла за короткое время удвоить посещаемость домашних матчей «Витязя» в Балашихе, а коммерческие доходы клуба выросли в два раза, несмотря на невысокую популярность и спортивные достижения. Почему это не помогло «Витязю» избежать снятия с КХЛ и расформирования команды летом?
— Безусловно, объём коммерческих доходов сегодня существенно меньше тех средств, которые выделяла основная спонсорская компания «Витязя». Когда этот спонсор прекратил выделять необходимые деньги, клуб утратил возможность самостоятельно справляться финансово. У нас нет клубов, которые покрывали бы расходы только за счёт коммерческих доходов.
— Если бы агентство работало с «Витязем» дольше, какой процент бюджета вы бы могли обеспечить за счет коммерции?
— Хороший вопрос. Моя цель была — достичь окупаемости около 30–35% бюджета.
— Насколько это удалось в прошлом сезоне?
— На уровне примерно 15%.
— Будут ли в будущем регулярно повторяться ситуации наподобие ухода «Витязя» из профессионального хоккея, банкротства футбольных «Химок», или отказа новороссийского «Черноморца» от выхода в РПЛ из-за отсутствия стадиона?
— Часто сталкиваемся с подобными проблемами в спорте не только в этом сезоне. В этом году таких случаев особенно много. Но и раньше, и в низших лигах они происходят ежегодно, так что ничего удивительного в этом нет. Решение, на мой взгляд, существует.
— Какое именно?
— Мы над этим работаем (улыбается). Все карты раскрывать пока не стану.
— Решение применимо конкретно «Акрону»?
— Ко всему российскому футболу. Но расскажем об этом позже.
— Есть ли план, когда в Тольятти может появиться площадка для строительства нового домашнего стадиона «Акрона»?
— Этот вопрос сейчас не является приоритетом. Повторюсь, действуем последовательно — главный наш фокус сейчас на строительстве тренировочной базы, академии, манежей. Сейчас концентрируемся именно на этой инфраструктуре. Вопрос стадиона для домашних игр главной команды остаётся актуальным, но мы понимаем, что пока не готовы вкладывать в него свои ресурсы и финансы.
— Что должно измениться, чтобы обсуждение строительства стадиона стало более конкретным?
— Структурные изменения в экономике России. Мы полностью зависим от бизнеса нашего акционера.