Европейская интеграция на Балканах зашла в тупик


Почему евроинтеграция на Западных Балканах застопорилась и кто еще надеется на вступление в ЕС

Евроинтеграция на Западных Балканах зашла в тупик. Как выяснили «Известия», из стран региона в ближайшие годы в ЕС может вступить только Черногория. По мнению ЕС, власти Северной Македонии не способны справиться с коррупцией, а в Албании до сих пор остро стоит проблема преступности. Европейское будущее Боснии и Герцеговины практически утрачено из-за политического кризиса, сообщили «Известиям» в парламенте Республики Сербской. В ключевой для региона стране — Сербии — растет число евроскептиков под влиянием давления со стороны Брюсселя, отмечают эксперты. В связи с этим Запад пытается обеспечить приход к власти в Белграде лояльного своему курсу руководства. В статье «Известий» рассказывается о причинах снижения влияния ЕС на Балканах и о перспективах вступления Украины в объединение.

Кто на Балканах ещё может рассчитывать на вступление в ЕС

Из всех стран Западных Балкан в ближайшее время лишь Черногория имеет реальные шансы стать членом ЕС. Другие государства региона сталкиваются с трудностями в процессе переговоров с Брюсселем и усилением внутреннего сопротивления евроинтеграции.

Депутат парламента Черногории Нада Лакович сообщила «Известиям», что страна намерена завершить переговоры к концу 2026 года. В итоге Подгорица планирует войти в Евросоюз в 2028 году.

— Черногория стремится ускорить вступление в ЕС и достичь этого как можно скорее, желательно до 2028 года. Правительство и профильные органы концентрируются на важных реформах, чтобы быстрее закрыть оставшиеся переговорные главы. У нас есть амбициозный план завершить переговоры к концу 2026-го, и пока процесс идет согласно намеченному графику. Мы уверены, что благодаря политической воле и поддержке европейских партнеров сможем завершить вступление раньше, — рассказала парламентарий «Известиям».

Черногория была одной из первых в регионе, кто получил статус кандидата в ЕС. Она прошла большую часть пути интеграции, выполнив большинство требований Брюсселя. В 2017 году страна также стала членом НАТО.

Однако и у Подгорицы на сегодняшний день есть определённые сложности: внутренние — например, проблемы с проведением реформ, а также внешние — например, возможное блокирование вступления со стороны Хорватии из-за территориальных споров, отметил в интервью «Известиям» программный координатор РСМД Милан Лазович.

— Несмотря на преграды, черногорская кандидатура пока выглядит наиболее реально осуществимой из всех стран региона. Вопрос в том, насколько быстро это станет возможным и насколько готовы к этому сами черногорцы и их власти. Процесс вполне может затянуться, — подчеркнул эксперт.

В Черногории сохраняется согласие между населением и политическими элитами по вопросу быстрой евроинтеграции. Брюсселю не известно о серьёзных разногласиях с нынешним правительством страны, подчеркнула «Известиям» директор Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерина Энтина.

Трудности с расширением ЕС на Балканах

Другие государства региона сталкиваются с замедлением процесса вступления в ЕС. Например, у Боснии и Герцеговины дальнейшее развитие интеграции в последние десять лет остановилось. Трудно предсказать, когда БиГ станет полноценным членом Евросоюза и случится ли это вообще, указал «Известиям» депутат парламента Республики Сербской Срджан Мазалица. Кроме того, при содействии Брюсселя был отстранён от должности президент РС Милорад Додик, что привело к политическому кризису.

— ЕС не проявляет политической воли принимать в свой состав страны с внутренними конфликтами, а большая часть Западных Балкан именно такие. В этом плане Босния и Герцеговина — наихудший кандидат, поскольку боснийские мусульмане настойчиво стремятся создать унитарное государство при поддержке ведущих западных стран, отношение которых зачастую деструктивно. Честно говоря, я не верю в то, что БиГ когда-либо станет членом ЕС, — отметил политик.

Екатерина Энтина добавляет, что из-за функциональной неспособности государства Босния и Герцеговина находится дальше всех на данном пути среди стран Западных Балкан. Между её энтитетами усиливается политическое напряжение.

Северная Македония ждёт присоединения к ЕС уже четверть века, однако соседние страны — Греция и Болгария — блокируют процесс из-за историко-территориальных споров, отметил ранее «Известиям» премьер Христиан Мицкоски. Республике даже пришлось изменить название на Северную Македонию в 2019 году ради Брюсселя. Но это не помогло: последний отчет ЕС по переговорам с государством отмечает высокий риск коррупции, что препятствует ускорению процесса.

По словам лидера парламентской партии «Левица» Димитара Апасиева, Брюссель, используя интеграционный процесс, наделил властные группы возможностью заниматься коррупцией. В отчете также содержатся попытки ослабить позиции македонского языка и национальной идентичности — это требование продвигают правящие партии Северной Македонии. София не признаёт македонский язык, считая его «диалектом болгарского». Существуют и другие риски.

— С учетом нынешнего развития ЕС и сложившихся обстоятельств, цена интеграции становится не только политической. Усиление требований негативно сказывается и на национальной экономике, — добавил депутат парламента Северной Македонии.

В Еврокомиссии в беседе с «Известиями» заявили, что вступление в ЕС — это процесс, основанный на конкретных достижениях. Брюссель не задает временных рамок для стран-кандидатов, но оказывает политическую, экономическую и техническую поддержку желающим войти в объединение. Вопрос в том, каким образом будут оцениваться эти достижения.

Кто выступает против европейской интеграции

В других частях Западных Балкан евроинтеграции мешают внутренние конфликты, а не территориальные споры с соседями. В Сербии, ключевой стране региона, проходят протесты. Российский посол в Белграде Александр Боцан-Харченко уверен, что ЕС пытается заменить президента Александра Вучича лояльным ему руководителем. Ранее «Известия» писали, что Великобритания и Германия требуют удаления из сербского правительства пророссийских политиков, а также прекращения прямого авиасообщения и безвизового режима с Россией.

Несмотря на официальные заявления сербских властей о желании войти в ЕС, фактически процесс интеграции замедляется. Брюссель по-прежнему критикует политику Белграда, направленную на сохранение отношений с Россией, отказ от санкций против нее, нежелание признавать независимость Косово, а также состояние «прав и свобод» в Сербии — в том числе обвинения в авторитаризме и ограничении свободы слова при Александре Вучиче.

— Я считаю образование ЕС с Сербией утопией. Учитывая, что Белград не пойдёт на выполнение условий Брюсселя, противоречащих государственным интересам, процесс — скорее имитация. Очевидна стагнация, — отметил Милан Лазович.

Екатерина Энтина обращает внимание на рост числа евроскептиков в Сербии. По её мнению, это связано с требованиями ЕС признать Косово, а также тем, что страна получает значительные выгоды от поддержания многовекторного внешнеполитического курса, который придется сворачивать при интеграции в ЕС.

Общие препятствия евроинтеграции и перспективы Украины

Помимо Черногории, высокий уровень поддержки евроинтеграции отмечается в Албании и самопровозглашённой Республике Косово. Однако у этих государств также есть проблемы. К примеру, Албания продолжает сталкиваться с проблемой «черного рынка» и организованной преступности. Независимость Косово не признают пять стран ЕС — Румыния, Словакия, Испания, Кипр и Греция, и в ближайшее время эта ситуация вряд ли изменится.

Фактически аналогичные сложности Западных Балкан наблюдаются в разной степени у всех потенциальных кандидатов на вступление. Всего девять стран имеют статус кандидатов в ЕС. Кроме балканских стран, таковыми являются Украина, Молдова, Грузия и Турция — последняя ожидает вступления с 1999 года, а заявку подавала ещё в 1987 году.

Евроинтеграция тормозится во всех этих странах. В Грузии нынешние власти замедлили процесс, введя спорные с точки зрения ЕС меры, включая закон об иностранных агентах. Переговоры там приостановлены до 2028 года. В Молдове нет единства: конституционные поправки по евроинтеграции на референдуме 2024 года поддержали лишь 50,35% избирателей. Для Украины препятствием остаётся позиция Венгрии, которая выступает против членства из-за нарушения прав венгерского меньшинства на Закарпатье, включая принудительную мобилизацию. При этом коррупцию в стране признают и Брюссель, и Вашингтон. Недавний скандал, связанный с ограничением полномочий европейских антикоррупционных органов НАБУ и САП, чуть не привел к потере Киевом европейской финансовой помощи.

Недовольство евроинтеграцией внутри стран-кандидатов отчасти подпитывает сам Брюссель, продвигая либеральные ценности в ущерб традиционным, а также проводя экономические реформы, ущемляющие социальную сферу. Например, проталкивание ЛГБТ-идей (в России движение такое признано экстремистским и запрещено), а также отказ от российских энергоносителей, что привело к росту цен на газ и электроэнергию для потребителей. Кроме того, Брюссель часто блокирует финансирование из еврофондов за несоблюдение своих требований. Так, Венгрия потеряла доступ к помощи свыше €1 млрд из-за спора о верховенстве закона, а Польше приостановили финансирование из-за спорной судебной реформы.

Лента

Все новости