Вдохновение взял из фильма «Берегись автомобиля»


Реальная история ярославского перегонщика вдохновила новый криминально-авантюрный фильм Геля.

Сюжет криминально-авантюрной комедии «Геля» основан на реальных событиях из жизни ярославского перегонщика автомобилей. Режиссер картины, недавно удостоенной приза на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, в интервью «Известиям» рассказал, где услышал будущий сюжет, почему неудачный кастинг для Ильи Малакова обернулся удачей и сколько шуток удалось придумать про цвет конкретного люксового автомобиля.

«Наша машина девочка, давайте сделаем ей яркий образ»

Вы известны по «ЮЗЗЗ» и «Высокому сезону». В этих работах, как и в «Геле», часто встречаются криминальные сюжеты. Это совпадение?

— У меня есть еще два значимых проекта: сериал «Немцы», который сделал меня известным в профессиональном сообществе как режиссера с интересным почерком. Это противокоррупционный детектив с криминальным элементом, но он играет второстепенную роль. И полнометражная драма «Одним днем», с которой связаны много личных чувств; за нее мы получили две награды на фестивале в Выборге в 2023 году. Тем не менее, меня больше знают по «ЮЗЗЗ», что создало впечатление, будто я специализируюсь именно на криминальных драмах. За всю карьеру я сделал 15 фильмов, из которых всего три относятся к криминалу. Что касается «Высокого сезона», то его часто называют «ЮЗЗЗ» во Вьетнаме.

«Геля» — это же комедия, а не драма!

— Именно, жанр другой. Хотя там встречаются сходные типы персонажей и драматургические приемы. Но воспринимается фильм совсем иначе: это классическое роуд-муви.

В нем есть черты бадди-муви?

— Что вы имеете в виду под бадди-муви?

Кино про «братскую» дружбу.

— То есть броманс? Да, это история про двоих героев, которые объединяются ради общей цели и на протяжении сюжета становятся друзьями и напарниками.

Автомобиль «Геля» тоже герой? И вопрос: какого она цвета?

Сами мы точно не знаем. В одной сцене экипаж ДПС гонится за «Гелей», и полицейский по мегафону выкладывает: «Гелендваген, номер такой-то, остановитесь». Обычно к такому описанию добавляют цвет машины, и тут полицейский начинает чередовать ассоциации с оттенками — цвета бензиновых разводов на асфальте, чешуи пескаря и так далее. Это было спонтанной импровизацией актера Егора Щедрова. Машина оклеена пленкой, кардинально меняющей оттенок в зависимости от освещения: ночью она одного цвета, днем — другого. Иногда розовая, затем перламутровая, потом синяя, фиолетовая или какая-то еще.

Художник-постановщик Полина Череда объяснила: «Наша машина — девочка, давайте зададим ей яркий образ, чтобы зрители запомнили ее так, как запомнили когда-то «черный бумер». Пусть «Геля» станет своеобразным символом».

«У угонщиков свои касты»

А как возникли два противоположных героя?

— Начну с того, что всю историю я услышал в знаменитом кафе «Актер» в Ярославле около 2014 года. Это было излюбленное место кинематографистов Ярославля, созданное Юрием Михайловичем Ваксманом. Я часто приходил туда с ноутбуком поработать. Множество сценаристов берут интересные реплики, услышанные за соседним столиком, и используют их в своих сюжетах.

И я услышал, как знакомый рассказывал об одном перегонщике. По его словам, машина сначала угонается и ставится на длительное хранение — от месяца до полугода — пока не продадут. После этого ее забирает перегонщик и везет на переделку или сразу клиенту. Среди угонщиков существуют свои касты: лучшие мастера по угону не используются для перегонов, а перегонщики — низшая ступень, часто не знающие деталей о машине или связанных с ней людях, их просто эксплуатируют. Рассказ был про выгнанного дальнобойщика по имени Саня, муж семейства с четырьмя детьми, которому приходится брать два больших кредита. Он — единственный кормилец, постоянно в рейсах, а между ними занимается перегоном автомобилей.

Однажды он перегнал машину, за которой следили полицейские в рамках спецоперации Госнаркоконтроля. Он попался серьезно: в машине находились запрещенные вещества в большом объеме, и Саня сел в тюрьму.

Этот персонаж меня сразу заинтересовал. По типу Юрия Деточкина: «он на самом деле виноват, но и невиновен». С одной стороны — семьянин с отличной репутацией, с другой — связанный с угонами автомобилей. Этот контраст показался кинематографичным и подходящим для комедии положений. Я записал небольшую заметку про такого героя, а затем спустя пару лет добавил еще текст. Такие короткие наброски у каждого сценариста есть сотни. Почти десять лет история ждала своего продюсера — Георгия Шабанова, после чего я взялся за сценарий.

В криминальных историях всегда есть герой и некая сила зла, против которой он противостоит. Обычно роль защитника справедливости занимает полицейский. Так в фильме и появился капитан Орехов — сотрудник системы, который не одобряет нарушения закона на своем участке. В сюжет включена группа полицейских-коррупционеров, куда случайно попал он. Понимая, где находится, Орехов не сдается и борется, хоть и уступает по силе.

У капитана Орехова и перегонщика Сани возникает общий интерес: Саня случайно становится курьером наркотиков и мечтает попасть на роды жены, чтобы увидеть сына. Орехов же хочет вывести на заказчиков угона и владельцев нелегального груза. Герои заключают сделку: один поможет наказать преступников, а другой исполнит обещание, данное жене.

— Рассказывают, что Илья Малаков пришел на кастинг одного проекта, а в итоге получил роль в «Геле».

— Кастинг я проводил для «Высокого сезона». Илья пробовался на главную роль, но когда он начал играть, я сразу понял: передо мной Саня из «Гели». После команды «стоп» я сказал ему: «Илья, не расстраивайтесь, в «Высокий сезон» вас не возьмем, но хочу сделать с вами другой фильм». Так он стал главным героем «Гели».

С Антоном Васильевым, сыгравшим Орехова, мы давно знакомы. Он — один из самых известных кинополицейских с огромным опытом: восемь сезонов сериала «Невский». В фильмах Жоры Крыжовникова он играл милиционера и следователя, расследующего маньяка.

Антон не хотел становиться заложником стереотипов. Сначала он отказался, но после долгих разговоров я убедил его, что эта комедия требует от него иного образа — не мрачного следователя, а обаятельного полицейского, попадающего в нестандартные и чуть сказочные ситуации. Согласились на усики и шапочку, которую он никогда не снимает. Особых речевых особенностей нет, лишь одна фраза, которая стала его визитной карточкой, взятая из жизни.

Коломбо?

— Именно! Во время съемок «Одним днем» в Ельце мы встретили местного коммерсанта — очень серьезного человека, помогающего нам с организацией. Когда мы просили что-то сложное, вроде подрыва карьера, он говорил: «Можем порешать». Мы дали эту фразу герою Орехову. За весь фильм он мало что «порешал», но именно его решение в финале позволило фильму стать светлее.

«Роль резервации блестяще играет город Выборг»

Были ли у вас какие-то кинореференсы?

— Мне трудно произносить «Берегись автомобиля», ведь это великое кино, с которым сложно сравнивать. Но поговорить об источниках вдохновения стоит.

Может, немного «Форсаж»?

Чуть-чуть. В фильме есть погони, драки, стрельба, но главная ценность – сама история, а не ее подача. Наш фильм — путешествие героев в некую сказочную резервацию последних бандитов. Роль резервации великолепно исполняет Выборг с своей аутентичностью и атмосферой, которая удачно сочетается с колоритными персонажами. Например, Буба в исполнении Антона Кузнецова, который уже работал со мной в «ЮЗЗЗе». Он — такой себе Соловей-разбойник, или Кощей Бессмертный, охраняющий царство «последних из могикан».

Ваши сценарии экранизируют и другие режиссеры. Не вызывает ли это у вас ревность?

— В моей карьере была лишь одна ситуация, когда написанный мной сценарий поставил другой режиссер — сериал «Чайки», история спорта и женского волейбола из Калининграда. Тогда я расстроился. Однако, если текст пишешь не конкретно для себя, то воспринимаешь его иначе и отпускаешь. К примеру, «Хирург» также писал с намерением стать режиссером проекта, но в итоге его снял Илья Ермолов, и по откликам зрителей сериал получился. Значит, так и должно было быть.

Лента

Все новости