Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила картель при закупках химических веществ для очистки воды. Общая сумма контрактов превышает 4,5 млрд рублей. Заказчиками выступали организации из 23 российских регионов, включая Москву, Краснодарский край и Татарстан. Картельный сговор увеличивает стоимость закупок, сужает круг поставщиков и может усиливать зависимость от ограниченного числа участников, предупреждают эксперты. Подробности — в материале «Известий».
Большой кушФедеральная антимонопольная служба выявила картель на сумму более 4,6 млрд рублей при закупках химических веществ для очистки воды. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.
Признаки нарушения обнаружили в торгах для предприятий, обеспечивающих водой население и организации 23 российских регионов, в числе которых Москва, Краснодарский край и Республика Татарстан.
Фигурантами дела стали ООО «Метахим» и ООО «Трейдпоставка». ФАС заподозрила их в сговоре, направленном на поддержание цен при участии в торгах по поставке коагулянтов и других химических веществ для очистки воды.
«Общая сумма начальных максимальных цен контрактов предварительно составила 4 647 208 812 рублей. В случае установления вины организациям грозят оборотные штрафы», — уточнили в надзорном органе.
«Известия» изучили карточки указанных компаний на Rusprofile. Основной код ОКВЭД у ООО «Метахим» — «деятельность агентов по оптовой торговле рудами и металлами в первичных формах». Однако в соответствии с дополнительными видами деятельности компания может заниматься производством прочих основных неорганических химических веществ, деятельностью агентов по оптовой торговле промышленными и техническими химическими веществами, удобрениями и агрохимикатами, а также осуществлять оптовую торговлю химическими продуктами.
Зарегистрированное в Москве предприятие является активным участником торгов на портале «Госзакупки». В общей сложности компания выступала в качестве поставщика в 1092 государственных закупках на сумму более 11 млрд рублей.
Услугами компании воспользовались 227 заказчиков. Крупнейший из них— АО «Мосводоканал». Согласно открытым данным, за всё время организация заключила с «Метахимом» 24 контракта на 2 387 237 616 рублей. На второй строчке оказался екатеринбургский МУП «Водоканал» — 16 закупок на 1 717 971 360 рублей. В топ-5 также входят АО «Нижегородский водоканал» (11 закупок на 656 430 927 рублей), «Ижводоканал» (26 контрактов на 449 966 302 рубля) и подмосковное ПАО «Т Плюс» (86 закупок на 375 908 588 рублей).
ООО «Трейдпоставка» по основному виду деятельности специализируется на оптовой торговле прочими машинами и оборудованием. Участвовать в торгах на поставку химических веществ для очистки воды компании позволяет дополнительный код 46.12 — «деятельность агентов по оптовой торговле топливом, рудами, металлами и химическими веществами».
В качестве поставщика в государственных закупках организация выступает менее активно — на ее счету значатся 23 контракта на более чем 76 млн рублей.
В общей сложности услугами компании по открытым данным воспользовались 16 заказчиков. Наиболее крупный из них — «Ульяновскводоконал». С ним «Трейдпоставка» заключила один контракт на 21 762 000 рублей. На втором месте по объему уже упомянутое ранее ПАО «Т Плюс» — 2 закупки на 17 483 520 рублей. Замыкают топ-5 «Азовводоканал» (4 закупки на 11 300 961 рубль), управление капитального строительства администрации городского округа Отрадный Самарской области (1 закупка на 8 832 240 рублей) и ГУП «Водоканал города Кимры» (1 закупка на 6 166 400 рублей).
Редакция «Известий» направила запрос в ФАС России. На момент выхода публикации ответ не поступил.
Опасные договоренностиНа сегодняшний день существует большое количество разнообразных видов несовершенной конкуренции, одним из которых является картель, рассказывает адвокат, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека Игорь Ким.
— Картель образуется путем соглашения между компаниями о совместных действиях на рынке, с целью контроля объемов производства и сбыта товара, а самое главное, уровня цен, — разъясняет он.
Картели в госзакупках — одна из самых распространенных проблем в России, считает генеральный директор компании «Контрактные системы» Евгений Ландо. Ежегодно ФАС выявляет сотни случаев.
— Чаще всего сговоры встречаются в строительстве, медицине, ЖКХ и поставках уникальных комплектующих, — отмечает эксперт.
С начала текущего года ФАС выявила картели во всех регионах страны, возбудив 158 дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности. Ограничивающие конкуренцию соглашения охватили 1333 закупки с общей суммой НМЦК (начальная максимальная цена контракта) 49,6 млрд рублей, напоминает управляющий партнер компании «Русяев и партнеры», юрист Илья Русяев. В качестве ответчиков по делам ведомство привлекло 248 хозяйствующих субъектов и 68 заказчиков.
Для картелей антимонопольному органу не требуется доказывать фактическое наступление негативных последствий, достаточно установления самого согласования поведения, уточняет собеседник «Известий».
— В делах о торгах типичны поведенческие индикаторы: синхронность подачи заявок, «ротация» победителей, минимальные шаги снижения при видимости конкурентной борьбы, «зеркальные» ценовые предложения, совпадение контактных данных и цифровых следов, — перечисляет юрист.
Без материалов дела сложно сказать, как именно был организован картель, указывает Ландо.
— Предположительно, [участники картеля] согласованно участвовали в торгах на поставку коагулянтов и других реагентов для очистки воды, чтобы поддерживать цены, не снижая стоимость ниже обговоренной между ними планки, распределять заказы, заранее договариваясь, кто где будет побеждать, и исключать реальных конкурентов, — полагает эксперт.
Риски для потребителей и бюджета в водоочистке носят прямой характер, указывает Русяев. Поддержание цен на реагенты увеличивает стоимость закупок организаций водоснабжения, сужает круг поставщиков и может усиливать зависимость от ограниченного числа участников, подчеркивает он.
Имеются также коррупционные риски, дополняет Ландо. Сговоры часто связаны с подкупом заказчиков (те составляют документацию под определенную компанию). В этом случае возможен рост тарифов или ухудшение качества воды для потребителей, не исключает эксперт.
— В условиях непрерывного технологического цикла всё это повышает вероятность сбоев в поставках критически важных материалов. Поэтому законодатель выделяет «картели на торгах» в отдельный состав с повышенной санкцией и специальными стимулами к самораскрытию, — объясняет Русяев.
Соразмерное наказаниеСогласно закону «О защите конкуренции», на картели установлен запрет, за нарушение которого предусмотрена административная и уголовная ответственность, напоминает Игорь Ким.
— Ответственность за картели главным образом административная. Из-за сложности доказывания нарушения предпочитают квалифицировать по более простым статьям, — уточняет адвокат.
Наказание за картельный сговор предусматривается ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ («Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности»), указывает Илья Русяев.
— Для юридических лиц наказанием является оборотный штраф от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупной выручки и не менее 100 тыс. рублей. Для должностных лиц — штраф 20–50 тыс. рублей или дисквалификация до трех лет, — разъясняет юрист.
При извлечении дохода в крупном размере (свыше 80 млн рублей) или причинении крупного ущерба (свыше 16 млн рублей) возможна уголовная квалификация по ст. 178 УК РФ («Ограничение конкуренции»), дополняет собеседник «Известий».
— За действия, повлекшие поддержание цен на обязательных торгах, грозит до пяти лет лишения свободы. При организованной группе, использовании служебного положения или при «особо крупном доходе» (свыше 395 млн рублей) либо «особо крупном ущербе» (свыше 47,5 млн рублей) — до шести лет. За угрозы или насилие наказанием также является лишение свободы сроком до семи лет, — отмечает Русяев.
С учетом того, что в случае выявленного ФАС картеля совокупная начальная цена контрактов превышает 4,6 млрд рублей, наказанием при подтверждении сговора между ООО «Метахим» и ООО «Трейдпоставка» станут штрафы в размере до 50% от НМЦТ (с учетом ограничения в 1/25 совокупной выручки за предыдущий год), прогнозирует он.
— Если будет доказан извлеченный доход свыше 395 млн рублей либо причиненный ущерб свыше 47,5 млн рублей, квалификация может перейти на ч. 3 ст. 178 УК РФ, что предполагает лишение свободы для должностных лиц до шести лет, с возможным дополнительным штрафом до 1 млн рублей или в размере заработка за период до пяти лет, — допускает эксперт.