Северный ветер: Арктика — точка столкновения интересов России и США


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Россия и США готовятся к исторической встрече: Арктика как новая арена сотрудничества и борьбы.

Тема противоборства за Арктику и ее богатства давно стоит на международной повестке. О ней заговорили еще в середине 2000-х годов. Однако Россия и западные страны шли к реализации арктических стратегий с разными темпами. В последнее время в США все чаще звучит критика в адрес слабого развития военной и промышленной инфраструктуры в Арктике. Тем не менее, обе страны — Россия и США — регулярно проводят военные учения на Севере, отрабатывая действия в Арктическом регионе. Учения проходят совместно с партнерами: для России основным союзником является Китай, а для США — страны НАТО, в первую очередь европейские. Вместе с тем, сотрудничество двух держав в этом мало освоенном регионе выглядит реальной альтернативой соперничеству. Есть вероятность, что данная тема станет главной на встрече Владимира Путина с Дональдом Трампом 15 августа. Почему Арктика важна и как будет развиваться ее политическая судьба — в материале «Известий».

Колоссальные возможности

Арктика, которую ранее воспринимали преимущественно как поле международной конкуренции, теперь способна стать пространством длительного взаимодействия между Россией и США. 15 августа в Анкоридже встретятся лидеры этих стран — Владимир Путин и Дональд Трамп. С большой вероятностью обсуждение совместных арктических проектов будет одним из главных вопросов.

Дональд Трамп всегда открыто демонстрировал заинтересованность в доступе США к природным ресурсам разных регионов. Именно поэтому была заключена так называемая «ресурсная сделка» с Украиной, хотя её практическая эффективность до сих пор вызывает сомнения. Недостаток ценных для отраслей ресурсов стал одним из факторов, повлиявших на приостановку торговой войны с Китаем: США не способны обеспечить нужный объем редкоземельных металлов для производителей микроэлектроники и военной промышленности.

Кроме того, Белый дом обеспокоен невозможностью вернуть утраченные позиции на мировом энергетическом рынке. В команде Трампа понимают, что тарифные конфликты и угрозы новых санкций в отношении Индии и Китая могут нанести больше вреда, чем пользы, включая удар по обычным американцам.

Таким образом, вполне вероятно, что 15 августа президент США будет готов продолжить обсуждение, как отметил помощник Владимира Путина Юрий Ушаков, «перспектив возможного стратегического сотрудничества».

С января нынешнего года Трамп как минимум трижды говорил на публике, что Россия обладает «богатыми земельными ресурсами». В свою очередь, президент России в феврале предложил совместные проекты по добыче редкоземельных металлов США: «у России этих ресурсов намного больше, чем на Украине», подчеркнул он.

В марте, выступая на форуме «Арктика — время диалога», Путин подтвердил российскую заинтересованность в сотрудничестве в регионе: «время таких проектов обязательно наступит», заключил он.

Нефть и газ снова в центре

В 2008 году Геологическая служба США опубликовала доклад «Оценка ресурсов Арктики: неразведанные запасы нефти и газа к северу от полярного круга». По оценкам американских экспертов, в Арктике может содержаться около 90 млрд баррелей нефти, 19 трлн кубометров газа и 44 млрд баррелей газового конденсата — это примерно четверть запасов нефти и газа во всем мире.

Для российских специалистов подобные цифры не стали неожиданностью. Еще в 80-е годы советские ученые делали соответствующие исследования, на которые, вероятно, и опирались американцы спустя почти 30 лет. По советским данным, запасы Арктики составляют порядка 100 млрд условных тонн углеводородных ресурсов. Несмотря на большой объем, стоимость их добычи высока, подчеркнула в интервью «Известиям» декан факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Елена Телегина.

— В Арктике себестоимость добычи нефти может достигать $80–120 за баррель (в Саудовской Аравии этот показатель около $20 за баррель), что связано со сложностями бурения в условиях вечной мерзлоты и ледовых полей. Если глобальное потепление продолжится, добыча возможно станет легче, а затраты уменьшатся и станут сопоставимы со сложными традиционными месторождениями нефти, — пояснила эксперт.

К 2015 году в Арктическом регионе было разведано 107 месторождений полезных ископаемых на разных стадиях разработки: 42 — в России, 19 — на Аляске, 22 — в Канаде, 6 — в Гренландии, 6 — в Норвегии, 9 — в Швеции и 3 — в Финляндии.

Миф о господстве

В 2009 году, за неделю до окончания президентского срока Джорджа Буша мл., была обнародована Директива №66. В ней впервые были официально объявлены геополитические интересы в Арктике и сформулированы оборонные инициативы, в том числе по противоракетной обороне и безопасности судоходства.

Справка «Известий»

Согласно международным соглашениям территория Арктики разделена на национальные сектора, принадлежащие России, США, Канаде, Дании (Гренландия), Исландии и Норвегии.

Другим важным документом стал доклад Национального совета по разведке США в 2012 году «Глобальные тенденции 2030: альтернативные миры», в котором обобщались данные по арктическим ресурсам, а сам регион обозначался как ключевая альтернатива для американской экономики. Уже в 2013 году Белый дом опубликовал «Национальную стратегию по Арктическому региону» до 2032 года, предусматривающую развитие военного, дипломатического и экономического присутствия, строительство ледоколов и дополнительное изучение гидрометеоусловий.

К 2022 году страны НАТО имели 19 военных баз в Арктике: 8 у США, по 5 — у Норвегии и Дании, 1 — у Исландии. В 2021 году США начали строить глубоководный порт Ном на Аляске в дополнение к двум аэродромам. Тогда же подписаны соглашения о возведении еще пяти объектов — двух морских и трех авиационных — на территории Норвегии. После включения Швеции и Финляндии в НАТО общее число баз возросло еще на девять.

Неоспоримое преимущество России

На первый взгляд может показаться, что Россия опоздала в арктической гонке, но это обманчивое впечатление. Ключевым фактором преимущества является география: российская арктическая береговая линия протянулась более чем на 39 тыс. км. В полярных городах региона проживает до 2,5 млн человек.

Вторым важнейшим преимуществом стали технологии. Россия обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом — 57 судов против 49 у остальных стран вместе взятых, причем разрыв продолжает расти. Кроме того, РФ — единственная страна, владеющая технологией строительства атомных ледоколов. Для сравнения: американские ледоколы основаны на более старой немецкой технологии Polarstern, а их база находится в Сиэтле, далеко от Северного полярного круга.

Что касается военных объектов, то только авиатехнических в России около 20 — это как модернизированные советские базы, так и построенные недавно.

Превосходство России объясняется экономическими и географическими особенностями, рассказал «Известиям» научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Илья Крамник.

— Россия десятилетиями снабжает свои арктические города по Северному Ледовитому океану, нельзя забывать и Северный морской путь, через который проходят миллионы тонн грузов, — пояснил эксперт. — При этом российская часть маршрута значительно лучше подходит для судоходства, чем канадская. С точки зрения военной значимости Арктики, регион представляет собой самый короткий маршрут для ракет и стратегических бомбардировщиков между полушариями.

Безрезультатный демарш

Объективное отставание США в Арктике стало всем очевидно в последние годы. В 2021 году исследовательская служба Конгресса США в докладе по «арктической гонке» отметила, что для наличия силового присутствия в регионе Штатам потребуются большие средства на создание новой инфраструктуры, которая вряд ли сможет сравниться с уже существующей у России. Кроме того, было отмечено ускоренное развитие китайских позиций в регионе.

Данный мрачный анализ привел американских аналитиков к выводу об усилении зависимости от союзников, в том числе в рамках Арктического совета. Эта организация была создана в 1996 году как площадка для сотрудничества восьми стран Арктики — Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции и США — и долго успешно выполняла эту задачу. Но в 2022 году ситуация изменилась: спустя неделю после начала СВО почти все страны, кроме России, прекратили участие во встречах Совета и его рабочих органов. Продолжать работу без участия России, обладающей береговой линией длиной 39 940 км и почти половиной всех полярных территорий, стало бессмысленно.

Тем не менее, растущая важность Арктики заставит всех членов Совета со временем вернуться к диалогу. На текущий момент будущее организации выглядит неопределенным, а новая альтернатива маловероятна.

Резкий поворот

Таким образом, именно обсуждение сотрудничества по ряду проектов в Арктике, а значит и открытие технических возможностей, которые ранее были ограничены из-за санкций, станет, скорее всего, первоочередным вопросом предстоящей встречи Путина и Трампа в Анкоридже. Место встречи символично, подчеркнул спецпредставитель президента РФ по инвестиционно-экономическому сотрудничеству Кирилл Дмитриев, назвав переговоры потенциально историческими.

В то же время перспектива стратегического сотрудничества будет неизбежно сопряжена с серьезными изменениями в торгово-экономических отношениях России и США.

Лента

Все новости