Россия контролирует значительную часть рынка экспорта нефти в Индию и Китай, поэтому эксперты, опрошенные «Известиями», считают маловероятным, что азиатские партнеры перестанут приобретать российскую нефть. 6 августа Дональд Трамп ввел дополнительные 25%-ные пошлины на импорт из Индии в связи с покупками российского сырья и пригрозил Китаю введением новых торговых сборов за сотрудничество с Москвой. На фоне обострения торговой борьбы президент Бразилии планирует организовать встречу с другими членами БРИКС для выработки единой реакции. В материале «Известий» разбирается, зачем США вводят новые тарифы и как это отразится на мировой экономике.
Опасности для России из-за новых пошлин ТрампаИзначально Дональд Трамп ввел тарифы в 25% против Индии, однако 6 августа решил увеличить их ещё на 25% из-за сделок с российской нефтью. Американский лидер обвинил Индию в больших закупках российского сырья с последующей его перепродажей на мировом рынке. Помимо этого Трамп пригрозил введением дополнительных пошлин для Китая за торговлю с Россией.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди, комментируя данный шаг США, заявил, что не намерен идти на уступки и будет защищать интересы местных фермеров и рыбаков, даже если придется «заплатить высокую цену».
В 2024 году товарооборот России с Индией достиг рекордных $70,6 млрд, а с Китаем — около $245 млрд. Вместе с тем, согласно последним данным таможенной службы Китая, за первые семь месяцев этого года объем двусторонней торговли снизился на 8% — до $125,8 млрд. Несмотря на это, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В. Плеханова Павел Севостьянов уверен, что азиатские партнеры вряд ли прекратят закупки российского сырья даже под угрозой вторичных санкций.
Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая отметила: «Россия занимает значительную долю рынка индийского импорта нефти. Согласно последнему обзору ОПЕК, наша доля превышает 40% (приблизительно 1,8-2,2 млн баррелей в сутки). Кроме того, состав российской нефти весьма подходит для индийских нефтеперерабатывающих заводов, которые в основном ориентированы на сорт Urals».
При этом возможен некоторый спад поставок нефти в Индию, а также появление обходных схем, что приведет к росту логистических расходов и увеличению ценовых скидок для российских экспортеров. Это может повлечь уменьшение экспортных доходов и поступлений в нефтегазовый бюджет страны, считает эксперт.
Глава американского Минэнерго Крис Райт сообщил, что США ведут переговоры с азиатскими странами с целью заменить Россию как основного поставщика нефти и газа. Он уточнил, что переговоры с Индией находятся на начальном этапе.
Однако аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов обращает внимание, что существует риск ухудшения общих торговых условий с партнерами из-за давления со стороны США. При этом обе страны уже прошли адаптацию к подобным ситуациям после введения вторичных санкций США и сохраняют политическую волю к сотрудничеству с РФ.
Кроме того, на следующей неделе запланирована встреча президентов Владимира Путина и Дональда Трампа. По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, переговоры могут привести к первичным шагам по деэскалации конфликта. Это, в свою очередь, позволит избежать введения дополнительных пошлин со стороны США против российского экспорта, заявил экономист Андрей Бархота. Тем не менее Владимир Чернов считает, что во время встречи в первую очередь будут обсуждаться антироссийские санкции и ситуация на Украине.
Реакция стран БРИКС на пошлины ТрампаАмериканский постпред при НАТО Мэттью Уитакер ранее сообщил, что США планируют вводить ограничительные меры в отношении участников БРИКС, включая Китай, Индию и Бразилию, несмотря на уже действующие импортные тарифы, введённые Трампом.
Бразильские власти собираются проконсультироваться с экспертами Всемирной торговой организации (ВТО), а также провести встречи с руководством Индии и Китая для обсуждения коллективного ответа БРИКС на новые пошлины.
Эксперты отмечают, что тарифы выполняют скорее политическую, чем экономическую функцию. Белый дом наказывает государства, демонстрирующие независимость и усиливающие связи внутри БРИКС — организации, которую в США видят как альтернативу западному мировому порядку. Востоковед Леонид Цуканов считает, что администрация Трампа применяет политику завышенных тарифов для поощрения лишь тех стран, которые готовы расширять сотрудничество с Соединёнными Штатами.
В ответ страны БРИКС могут ввести ответные тарифные меры. Китай уже установил пошлины в размере 10–15% на американские сельскохозяйственные продукты, уголь и сжиженный газ, а также применяет комплекс нетарифных ограничений — экспортный контроль на металлургическую продукцию и черные списки американских компаний. Южная Африка и Бразилия, зависимые от сельскохозяйственного экспорта, могут нанести удар по американским фермерам и производителям техники.
Тем не менее ответные меры связаны с рисками — торговая война может отрицательно сказаться на самих странах БРИКС, особенно на Китае, на долю которого приходится 73% экспорта объединения в США. Конфликт также способен нарушить глобальные цепочки поставок и привести к росту цен для потребителей.
В целях снижения зависимости от США БРИКС рассматривает альтернативные рынки. К примеру, Китай сократил закупки американской нефти на 90%, переключившись на Канаду. Бразилия с экспортом в США объемом $40 млрд при ВВП в $2 трлн может перенаправить поставки в Азию и Европу.
Независимый эксперт Андрей Бархота считает, что торговая война Трампа ведется по принципу «один на один» — без коллективных соглашений. Он отмечает, что формат переговоров между США и группой стран является маловероятным, а объединение БРИКС слишком разнородно для выработки единой позиции.
Последствия тарифов США для мировой экономикиМасштабные пошлины, объявленные весной против 70 стран, вступили в силу 7 августа. Владимир Чернов из Finance Global считает, что запуск тарифных мер усилит фрагментацию мировой экономики, что способно привести к замедлению глобальной торговли, росту общей инфляции и риску стагфляции в некоторых развивающихся странах.
Справка «Известий»В начале апреля Дональд Трамп объявил о введении пошлин против 185 стран, затем неоднократно приостанавливал их действие. В итоге ставки для некоторых государств были снижены: для Японии — с 25% до 15%, для Индонезии — с 32% до 19%. С Евросоюзом достигнуто соглашение о снижении тарифов с 30% до 15%, взамен ЕС обязался отказаться от российских поставок нефти и газа и покупать у США энергоносители на сумму $250 млрд ежегодно в течение трех лет. Также пошлины против Китая уменьшены с 145% до 30%. В настоящее время действует 90-дневное «торговое перемирие», которое завершится 12 августа.
Президент США решил ввести пошлины для увеличения доходов бюджета и сокращения государственного долга, который превысил $37,2 трлн. Помимо этого он стремится поддержать американских производителей и экспортеров. Однако, по мнению Ольги Беленькой из «Финам», такая политика негативно скажется на стране: инфляция вырастет, снизится потребительский спрос и уменьшится рентабельность бизнеса.
В то же время появляются новые заявления Дональда Трампа касательно тарифов. Так, 6 августа он анонсировал введение 100%-ных пошлин на импорт чипов и полупроводников. Владимир Чернов из Finance Global подчеркнул, что это может негативно отразиться на глобальных производственных цепочках — от автомобильной отрасли до электроники.
По словам эксперта, американские производители рискуют столкнуться с подорожанием комплектующих, что снизит их конкурентоспособность, особенно для компаний, зависящих от азиатских поставщиков, например из Тайваня и Южной Кореи. Это также придаст очередной инфляционный толчок мировой экономике.
Кроме того, Ольга Беленькая отметила, что стоимость электроники для американских потребителей возрастет. Вместе с тем от пошлин будут освобождены компании, которые решат строить предприятия по производству полупроводников на территории США. Например, Apple планирует вложить $100 млрд в производство, а тайваньская TSMC — построить несколько заводов в Америке. Аналогичные проекты есть у Samsung и Intel, уточнила специалист.
Владимир Чернов считает, что для России риски, связанные с тарифами на чипы, скорее косвенные, так как нарушение глобальных цепочек поставок может повлиять на мировой спрос, включая спрос на сырье.