В России на треть выросло число дел об отмывании денег


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Выросло число дел об отмывании денег и взятках в России — ключевые схемы и факты 2025 года

В России за первое полугодие 2025 года число дел, связанных с отмыванием денег, увеличилось на треть. За этот период было возбуждено 862 дела, из которых половина связана с крупными и особо крупными суммами (от 6 миллионов рублей), как показывают данные МВД, проанализированные «Известиями». Также выросло количество выявленных взяток — на 20%, достигнув 17 тысяч. Среди заметных случаев — судебное разбирательство в отношении экс-замминистра обороны Тимура Иванова за легализацию почти 4 миллиардов рублей, домашний арест блогера Александры Митрошиной за отмывание 127 миллионов, а также обвинения мэру Красноярска Владиславу Логинову за взятку и директору МХАТ им. Горького Владимиру Кехману, которому предъявляют взятку в виде автомобиля Mercedes. В материале «Известий» подробнее раскрываются привычные способы отмывания нелегальных доходов и причины, по которым правоохранительные органы начинают выявлять такие схемы чаще.

Популярные схемы отмывания денег в 2025 году

В первые шесть месяцев 2025 года на территории России зарегистрировали 862 случая отмывания денег — процесса скрытия нелегального происхождения средств, в том числе полученных путем уклонения от уплаты налогов, с целью придать им легальный вид. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число таких дел увеличилось на 33%, согласно июльской статистике МВД, которую «Известия» тщательно изучили.

Половина выявленных нарушений относится к легализации средств в размере от 1,5 миллиона рублей (крупный) и от 6 миллионов рублей (особо крупный). Количество таких дел выросло почти в 1,5 раза, согласно данным ведомства. Редакция направила запросы в МВД и Генпрокуратуру для уточнения информации.

Одной из самых распространенных форм легализации преступных доходов, по словам управляющего партнера адвокатской коллегии Pen & Paper Алексея Добрынина, остаются операции с фирмами-однодневками, которые создаются исключительно для обналичивания денег.

— Часто инвестируют в недвижимость, драгоценные металлы и ценные бумаги через подставных лиц. Кроме того, появляются новые схемы, связанные с микрофинансовыми организациями, фиктивными фондами и трансграничными переводами денежных средств через третьи страны, — рассказал аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

В июле, например, бывший замминистра обороны Тимур Иванов был приговорен к 13 годам колонии за присвоение 216 миллионов рублей при закупке паромов для Керченской переправы и хищение с последующим отмыванием почти 4 миллиардов рублей из банка «Интеркоммерц». Следствие установило, что паромы были приобретены через цепочку иностранных компаний, а прибыль от перепродажи, возникшая вследствие роста курса евро, была легализована под видом оплаты услуг, валютообменных операций и возврата кредитов через подконтрольные фирмы.

Заметно нарастает роль криптовалют в отмывании средств — их применяют для скрытия источника денег, перевода средств и последующего обналичивания.

— Например, лицо, торгующее наркотиками, получает оплату в биткоинах. Живя в России, он вправе конвертировать криптовалюту в рубли и обналичивать ее, в том числе через банковские карты, оформленные на других людей, — пояснил адвокат и партнер Московской коллегии адвокатов «ЛКП Защита бизнеса» Сергей Матюнин.

Кроме того, распространены АНанонимные счета, небольшие депозиты и кредиты с погашением за счет нелегальных доходов. Крупные суммы зачастую дробят и размещают за рубежом для последующего использования, добавил Алексей Добрынин.

В мае в Подмосковье задержали десять человек, подозреваемых в отмывании миллиарда рублей. Следствие считает, что они применяли иностранные банковские карты и обналичивали выручку от продажи наркотиков через даркнет, чтобы затем легализовать эти денежные средства.

Перевод преступных денег через сделки с недвижимостью — популярная практика: преступники вкладывают нелегальные доходы в коммерческие или жилые объекты с использованием подставных лиц, а затем перепродают имущество. Об этом рассказала профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при правительстве России Надежда Капустина. При этом, как отметил Сергей Матюнин, органы власти все чаще фиксируют легализацию средств, полученных в результате уклонения от налогов.

В марте был задержан известный блогер Александра Митрошина. Она уклонилась от уплаты налогов на сумму свыше 127 миллионов рублей и легализовала средства, приобретя трехкомнатную квартиру площадью 111 кв. метров на улице Большая Дмитровка в Москве. По данной же статье в мае объявлен в розыск другой блогер — Гусейн Гасанов. Ранее суд приговорил к пяти годам колонии автора «Марафона желаний» Елену Блиновскую, которая, по версии следствия, при посредничестве мужа не уплатила налоги на 906 миллионов и отмыла 706 миллионов рублей.

За легализацию доходов в особо крупном размере предусмотрено наказание до семи лет лишения свободы с штрафом до одного миллиона рублей или в размере доходов осужденного за последние пять лет, уточнил Алексей Добрынин.

Кого обвиняли в получении взяток в 2025 году

В первой половине 2025 года число дел, связанных с взятками, увеличилось на 20% и составило почти 17 тысяч, информирует МВД. Из них около пяти тысяч дел были связаны с получением и предложением денег, остальные связаны с посредничеством и мелкими взятками.

По словам адвоката из АБ «Легес Бюро» и члена Ассоциации юристов России Александры Королевой, основные сферы возникновения взяток включают:

  • государственные и муниципальные закупки;
  • сферы здравоохранения и образования — через тендеры и получение разрешительных документов;
  • органы местного самоуправления и правоохранительные структуры — взятки за назначения, покровительство и лояльность при проверках;
  • финансовый сектор и строительный бизнес — посредством схем уклонения от налогов и обналичивания средств.

По данным СМИ, в России за первый квартал 2025 года возбудили дела о коррупции против по крайней мере 99 депутатов и высокопоставленных чиновников, отметила Надежда Капустина из Финансового университета. За полгода к ответственности привлекли 596 лиц с особым правовым статусом, добавила она.

Одним из самых резонансных процессов стало дело мэра Красноярска Владислава Логинова, задержанного в июне. По версии Следственного комитета, с 2018 по 2024 год он получил более 180 миллионов рублей взяток от генерального директора коммерческой фирмы — в виде денег и оплаты строительства бани — за содействие в победе компании в конкурсе на ремонт дорог.

Летом арестовали также бывшего губернатора Тамбовской области Максима Егорова, которого подозревают в получении 84 миллионов рублей за помощь при устройстве на госслужбу и общее покровительство.

Другие громкие дела включают задержание главы минтранса Новгородской области Константина Куранова за взятку в 250 миллионов рублей, заместителя председателя правительства этой же области Станислава Шульцева, а также бывшего заместителя главы Генштаба РФ Вадима Шамарина за «подарок» на сумму 36 миллионов рублей. Конец июля ознаменовался уголовным делом против директора МХАТ им. Горького и руководителя Михайловского театра Владимира Кехмана, которому инкриминируют получение взятки в виде автомобиля Mercedes стоимостью 27 миллионов рублей.

За получение взятки в особо крупном размере предусмотрено наказание от восьми до пятнадцати лет лишения свободы и штраф до семикратно превышающей сумму подкупа. Аналогичное наказание установлено и за дачу взятки, напомнил Алексей Добрынин из Pen&Paper.

Почему растет количество дел об отмывании и взятках в России

Увеличение количества выявленных преступлений, связанных с отмыванием денег и взятками, объясняется как усилением контроля и цифровизацией процессов, так и объективным ростом числа мошеннических схем. Особенно это заметно в условиях адаптации бизнеса и чиновников к новым экономическим и санкционным вызовам, считает эксперт Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его словам, при высокой инфляции и ужесточении конкуренции на государственные контракты теневые схемы становятся более востребованными. Одновременно техническая оснащенность МВД и ФНС расширяется благодаря применению автоматизированных систем, искусственного интеллекта для анализа банковских операций и межведомственного обмена информацией.


Усиление контроля объясняется необходимостью пополнения бюджетных средств, подчеркнул адвокат Сергей Матюнин. Так, например, в 2025 году расширили полномочия Росфинмониторинга для блокирования переводов с целью борьбы с отмыванием денег, отметил Алексей Добрынин из Pen&Paper. При подозрении в нелегальном происхождении средств транзакция может быть заморожена на срок от 10 до 30 суток для проверки. Также возрос налоговый контроль за подозрительными операциями — частое получение крупных сумм от разных лиц привлекает внимание надзорных органов.

В перспективе для борьбы с такими преступлениями могут оказаться эффективными развитие цифрового документооборота и расширение доступа контролирующих органов к информации в режиме реального времени, ужесточение ответственности за участие в цепочках отмывания, включая номинальных директоров и бухгалтеров, а также повышение прозрачности государственных закупок, в том числе благодаря переходу на цифровой рубль, перечислил Владимир Чернов.

Не менее важным остается международное сотрудничество, поскольку многие современные схемы отмывания носят трансграничный характер, добавила Надежда Капустина из Финансового университета. По её словам, крайне важен быстрый обмен данными между финансовыми разведками разных стран. Однако в текущей геополитической ситуации взаимодействие с рядом государств осложнено. Кроме того, членство России в ФАТФ (международной группе по разработке мер борьбы с отмыванием денег) приостановлено по политическим причинам.


  • Теги:

Лента

Все новости