Запад постепенно осуществляет провокационные действия на различных участках Трансарктического транспортного коридора, не исключая возможных прямых нападений на российские суда и морскую инфраструктуру. Об этих угрозах заявил помощник президента России, глава Морской коллегии РФ Николай Патрушев. По его мнению, полноценный запуск Трансарктического коридора значительно изменит стратегическую структуру мировой логистики. Эксперты считают, что Запад стремится взять под полный контроль важнейшие морские и сухопутные маршруты, чтобы усилить влияние на экономику России. Подробнее о том, как Россия планирует защищать свои морские интересы, — в материале «Известий».
НАТО создает угрозы для российского судоходстваЗападные страны начали вызывать провокации на разных участках Трансарктического транспортного коридора, при этом не исключая и открытые атаки на российские корабли и морские объекты, а также на суда и объекты других государств — ответственность в таком случае могут возложить на Москву. Об этом на заседании Совета по стратегическому развитию Военно-морского флота России сообщил помощник президента и председатель Морской коллегии РФ, Николай Патрушев.
— Под блокирование российской торговли в Балтийском море Брюссель запустил миссию «Балтийский страж», которую в любой момент могут превратить в блокаду. Понимая, что северо-западная часть России обеспечивает основную массу морского внешнеторгового оборота, наши противники ведут охоту на российские суда и суда третьих стран с нашими грузами, подготавливают и осуществляют силовые провокации, — добавил Патрушев.
Напомним, что с 1 июля Германия усилила контроль в прибрежной зоне, чтобы бороться с кораблями, которые на Западе подозревают в транспортировке российских энергоносителей. Теперь у проходящих судов требуют данные о страховом покрытии от возможного нефтяного загрязнения. Кроме того, 29-30 июля на острове Сааремаа прошли учения войск Эстонии и союзников из НАТО, где отрабатывались действия по перекрытию выхода Финского залива в Балтийское море. Германия направила свои корабли в Арктику якобы для «демонстрации присутствия» в регионе. Координация этих операций происходит из штаба в немецком городе Росток.
Председатель Морской коллегии отметил, что Великобритания объявила Арктику приоритетным регионом для своей безопасности, развивая подводное флотилию и сотрудничество с арктическими союзниками. Вступление Швеции и Финляндии в НАТО резко изменило геополитическую ситуацию: теперь семь из восьми арктических государств входят в Североатлантический альянс.
Опасности подстерегают Россию также с восточного направления. В случае обострения ситуации США и Япония могут усилить напряженность в районе Берингового пролива, подчеркнул Николай Патрушев. При этом Токио, игнорируя ограничения, принятые после Второй мировой войны, развивает авианосный флот, подводные силы и ракетные комплексы. Для сдерживания морских перевозок России Запад планирует привлекать не только официальные вооруженные силы.
— Существует информация о намерении Запада использовать частные военные компании для усиления контроля над движением судов под санкциями. Также обсуждается возможность возрождения практики выдачи каперских свидетельств, что фактически означает санкционированное пиратство на государственном уровне. Эту угрозу нельзя игнорировать, — подчеркнул Николай Патрушев.
НАТО ставит приоритетом сократить нейтральное пространство вокруг российских границ. За счет роста присутствия в Арктике, Балтийском и Черноморском регионах альянс намерен получить полный контроль над важнейшими морскими и сухопутными узлами, чтобы ограничить возможности Вооруженных сил России и обрести дополнительные рычаги влияния на экономику страны, заявил «Известиям» аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.
— Помимо контроля над ключевыми торговыми путями Балтийского, Черного морей и Северного Ледовитого океана, Запад стремится расширить свои права на природные ресурсы Арктики. Оценивая возможную реакцию Москвы, государства НАТО одновременно разрабатывают планы быстрого переброса сил в потенциально опасные районы, создавая необходимую транспортную и военную инфраструктуру, — отметил эксперт.
Основная цель Европейского союза и НАТО — к 2030 году сформировать на территории Европы инфраструктуру, обеспечивающую транспортную связь Балто-Скандинавского региона и отвечающую военным потребностям.
Младший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Тамара Чачуа отмечает, что расширение технических возможностей стран НАТО позволит им более активно оспаривать режим судоходства на некоторых участках Северного Ледовитого океана.
— В рамках двусторонних соглашений Норвегия предоставляет США доступ к своим военным объектам. Также там происходит фактическое обеспечение постоянного присутствия британских Вооруженных сил в военном учебном центре «Кэмп Вайкинг». Расширение регулярного присутствия проявляется в увеличении масштабов учений под эгидой НАТО в Северной Европе, — подчеркнула эксперт.
Несогласие США с правовым режимом Северного морского пути и различные трактовки международного морского права создают дополнительный потенциал для конфликта в регионе, заключила Тамара Чачуа.
Ответ России на агрессивные действия Запада в мореМинистерство обороны РФ и Пограничная служба ФСБ прилагают значительные усилия для обеспечения безопасности Трансарктического транспортного коридора, сообщил Николай Патрушев.
— Корабли Военно-морского флота несут боевую службу, а также проводят совместные мероприятия с Пограничной службой ФСБ для оперативной и боевой подготовки сил Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов, — рассказал председатель Морской коллегии РФ о принимаемых мерах.
Трансарктический транспортный коридор имеет стратегическое значение, его ключевой участок — Северный морской путь, соединяющий европейскую часть России с Дальним Востоком. В 2024 году по СМП было перевезено рекордное количество грузов — 37,9 млн тонн. По словам Николая Патрушева, коридор должен формироваться как единая логистическая система, обеспечивающая мультимодальные перевозки без перебоев. Его полноценное открытие изменит мировую логистическую стратегию, уточнил глава Морской коллегии.
Россия сохраняет доминирующее положение в Арктике, располагая современным ледокольным флотом и обширными арктическими территориями, что вызывает недовольство НАТО. Особое раздражение у Запада вызывает растущая роль Северного морского пути как надежного канала экспорта энергоносителей, устойчивого к санкциям, и важного стратегического пункта, полностью контролируемого Россией, отметил Тигран Мелоян.
За последние годы Россия установила и ужесточила правила навигации по Северному морскому пути, чтобы устранить «правовой вакуум», рассказал «Известиям» младший научный сотрудник отдела европейской безопасности Института Европы РАН Роман Жилин. Кроме того, страна постепенно адаптирует управление вооруженными силами на Севере: в 2024 году указом президента был восстановлен Ленинградский военный округ, включающий территории российской Арктики и Балтики.
— Россия занимает сдержанную позицию, не увеличивая резко военное присутствие в регионе и не сворачивая экономическое сотрудничество, — отметил политолог.
Роман Жилин обратил внимание, что РФ старается не следовать гибридным угрозам со стороны государств НАТО и не усиливать милитаризацию Крайнего Севера значительно. Основное внимание уделяется экономическим и социальным аспектам.