Запрет китайских тягачей в России: теперь без седла нельзя


Фото: Global Look Press/Anton Belitsky

Росстандарт запретил продажу популярных китайских грузовиков из-за угрозы безопасности

После запрета на грузовики Shacman, Росстандарт ввел запрет на выпуск в продажу ряда моделей DongFeng, Foton, FAW и Sitrak. Для них приостановлено действие одобрений типа транспортных средств (ОТТС). В ведомстве указали, что данные грузовики создают серьезную угрозу безопасности водителей и пешеходов. «Известия» попытались разобраться, действительно ли китайские грузовики опасны или за решением стоят интересы отечественных производителей.

Какие грузовики попали под отзыв

Под действием запрета оказались грузовики Dongfeng DFH 4180, Foton BJ4189, FAW CA4250 и CA4180, Sitrak ZZHS, а также шасси Foton M4L. Помимо этого, запрет включил модели DongFeng DFH 5200B, Foton H5 и FAW JH6-B 8X4, у которых документы соответствия были оформлены в других странах Евразийского экономического союза.

Согласно «Электронному паспорту» у DongFeng DFH 4180 уже отозваны ЭПТС — речь в основном о седельных тягачах. Антон Шапарин уточнил, что под кодом ZZHS могут скрываться почти все официально импортированные «Ситраки» и «Хово», отметил журналист Андрей Михайлов из «Грузовик Пресс».

Ранее Росстандарт уже выдвигал нарекания по безопасности грузовиков Shacman SX3258, а потом контроллеры проверяли фирму Sinotruk.

В чем состоит опасность?

Причиной введения запрета стали ошибки, выявленные Росстандартом, которые «представляют значительную угрозу для здоровья и жизни как самих водителей, так и других участников движения, включая пешеходов», — сообщило ведомство.

Обнаруженные нарушения касаются несоответствия требованиям по эффективности тормозной системы, размера шума при движении, маркировки органов управления и наличия устройства для вызова экстренных служб.

Также выявлены различные документальные нарушения, касающиеся крепления и установки ремней безопасности, организации кресел, защиты от несанкционированного пользования, норм выбросов, оснащения задними и боковыми защитными элементами, рулевого управления и передних противооткатных устройств.

Росстандарт направил официальным представителям этих марок ряд предписаний о необходимости организовать отзывные кампании для устранения выявленных нарушений. Производители уведомили ведомство о приостановке продаж и разработке программ исправления проблем.

В ведомстве подчеркивают, что реализация этих грузовиков должна быть остановлена, а нарушители понесут административную ответственность.

О каком количестве грузовиков речь?

Машины, подвергшиеся запрету, — лидеры сегмента доступных и недорогих моделей, поэтому они широко применяются в различных отраслях, отметил руководитель отдела продаж «ААА «Траксервис» Андрей Романюк в интервью «Известиям».

По его словам, по результатам первой половины 2025 года суммарная доля моделей FAW, Foton, DongFeng и Sitrak превышает 30% рынка тяжелых грузовиков в России.

— При большом количестве выявленных несоответствий число таких грузовиков может достигать 25–30 тысяч, — отметил Андрей Романюк. Он также добавил, что для части техники уже отозваны ранее выданные ЭПТС, и в ближайшем будущем аналогичные сообщения могут появиться по другим моделям.

«Золотые образцы»

— Мы долго систематически добивались принятия такого решения. Мы подавали иск к Росстандарту, потому что ведомство не применяло все возможные меры к компании «Ситрак», которая явно нарушала закон и не хотела проводить отзывную кампанию. Остальные китайские бренды в списке делали примерно то же самое — сертифицировали одни автомобили и поставляли другие, — рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Журналист Андрей Михайлов отметил, что проверка уже выданных сертификатов происходит «задним числом», поскольку раньше органы сертификации зачастую закрывали глаза на нарушения.

— Часто для сертификации подавали «золотые» образцы, полностью соответствующие требованиям, а на рынок выходили упрощенные, удешевленные модели, которые уже не отвечали стандартам. Например, ухудшенная шумоизоляция — один из явных признаков снижения качества, — пояснил он.

На ситуацию влияют и рыночные факторы.

— С одной стороны, продажи новой техники упали из-за дорогого лизинга, с другой — тысячи отозванных грузовиков, оставшихся в лизинговых компаниях, заблокировали даже небольшие объемы новых продаж. Кроме того, поставщики китайской техники ввезли большое количество машин до повышения утилизационного сбора, и теперь не могут быстро распродать эти запасы — их хватит на несколько лет, — отметил Андрей Михайлов.

Под одну гребенку

Решение Росстандарта эксперт в консалтинге Александр Цыпин считает правильным. По его словам, китайские автопроизводители не всегда строго соблюдают российское законодательство и порой игнорируют важные требования. Иногда грузовики не соответствуют ОТТС, оформленным для ввоза. С конца 2023 года ведомство начало обращать на это внимание, и Shacman пострадал первым из-за более слабой реакции.

— Обстоятельства вызывают много вопросов. Всех китайских производителей фактически сгруппировали, хотя претензии у Росстандарта к ним разные. У одних — вопросы по шуму кабины, у других — по тормозной системе, что серьезно. Одному из производителей предъявили три претензии, при этом ни одна не связана с технической частью, — рассказал Александр Цыпин.

Он подчеркнул, что в опубликованных Росстандартом документах недостаточно разъяснений.

— Указывается, что импортеры не вправе вводить технику в обращение, то есть продавать ее. Но если дилер уже приобрел грузовики, значит они введены в оборот. ПТС отозвали лишь у DongFeng, а у FAW и Sitrak пока нет. Будет ли Росстандарт отзывать такие документы, если дилеры продолжат продавать грузовики? Shacman уже более шести месяцев не может разрешить этот вопрос. Производитель заявляет, что документы направлены в орган сертификации, а Росстандарт утверждает обратное. Кто виноват — пока неизвестно, — отметил эксперт.

Он предупредил, что существует вероятность, что производитель может вывезти запрещенные модели из России и потребовать возврата уплаченного утилизационного сбора.

— У DongFeng отозваны 3606 единиц. В прошлом году для них платили утилизационный сбор в размере 1 485 000 рублей. У Shacman зависло около 2000 грузовиков, преимущественно самосвалов, где сбор уже достигает 2 миллионов рублей. Это значительные суммы для бюджета, — отметил Александр Цыпин.

Кому выгоден запрет

Некоторые эксперты полагают, что запрет на продажу китайских грузовиков нацелен на освобождение рынка для российских производителей.

— За счет временной остановки поставок китайских автомобилей КамАЗ получит существенную передышку. Однако это болезненный удар для строителей, лизинговых компаний и банков, поскольку уже закуплены большие объемы техники, часть из которых приобретена с использованием факторинговых средств. Теперь эти автомобили не удается продать, зарегистрировать или сдать в лизинг, а деньги остаются «заморожены», — отметил Антон Шапарин.

Ранее КамАЗ сообщил о переходе на четырехдневную рабочую неделю с 1 августа из-за отсутствия роста рынка и давления импортных поставок. Примечательно, что под отзывную кампанию не попала компания JAC, партнер КамАЗа.

Согласно данным «Автостат-Инфо», КамАЗ продал за полгода 8336 автомобилей, Sitrak — менее 4000, а другие китайские марки — еще меньше.

— Вопрос, насколько грузовики из Китая угрожали КамАЗу. Он не выпускал более 9000 тягачей серии К5 не из-за проблем с продажами. В России традиционно действует правило: при падении рынка снижается доля зарубежных производителей. Сейчас рынок тягачей в стране сократился на 70%. Если в прошлом году продавалось около 50 тысяч седельных тягачей, то сейчас — только 15 тысяч. При этом хоть у КамАЗа и есть избыточные запасы, его доля на рынке даже выросла, — пояснил Александр Цыпин.

Ужесточение требований касается как проверки действующих ОТТС, так и выдачи новых, отметил Андрей Михайлов. Сертификация стала более длительной и строгой не только для китайских, но и российских производителей.

— Например, Ликинский автобусный завод получил два ОТТС на новые российские модели с полугодовой задержкой. Поэтому я не готов утверждать, что для китайских марок включили «красный свет», а для российских — «зеленый», — пояснил эксперт.

«Известия» направили запросы в Росстандарт и DongFeng, но на момент публикации ответов не получили.

Лента

Все новости