Давно ожидаемая встреча генерального директора «Роскосмоса» Дмитрия Баканова и главы NASA Шона Даффи состоится перед отправкой экипажа миссии Crew-11 на Международную космическую станцию. Почему это важно для отечественной космической отрасли и что, по мнению экспертов, она может приобрести в результате этого сотрудничества — в материале «Известий».
Взаимодействие на фоне санкцийНедавно назначенный на должность главы «Роскосмоса» Дмитрий Баканов начал визит в США. В том числе в рамках поездки запланированы две встречи: с экипажем миссии Crew-11, в составе которой совершит первый в карьере космический полет российский космонавт Олег Платонов, а также с главой NASA Шоном Даффи.
«Это первая очная встреча глав космических агентств России и США за восемь лет», — отметила госкорпорация «Роскосмос» в официальном Telegram-канале.
Центральная тема встречи Баканова и Даффи — обсуждение программы перекрестных полетов и будущее МКС. Заинтересованность США в этом подтверждается Соглашением о перекрестных полетах на МКС, заключенным в июле 2022 года.
Также в программе визита Баканова — посещение космического центра Джонсона и осмотр производственных мощностей Boeing, где разрабатывается корабль CST-100 Starliner.
О том, что встреча произойдет, глава «Роскосмоса» сообщил еще на полях ПМЭФ-2025 во время сессии «Космические технологии — будущее экономики услуг», где рассказал, как осуществляется работа с иностранными партнерами и какие направления уже развиваются.
«Несмотря на всё санкционное давление, рестрикции и ограничения, у нас со многими странами идет очень тесное взаимодействие. Более того, оно идет и с Соединенными Штатами», — отметил тогда Дмитрий Баканов.
Каждому по потребностямПолитический консультант и политолог Марат Хамидуллин считает, что главным триггером, подтолкнувшим США к разморозке отношений, стало сближение России с Китаем.
— Американские элиты надеялись, что введенные санкции под предлогом осуждения боевых действий на Украине приведут к краху космической отрасли в России. Однако отношения с Китаем и его поддержка не позволили реализоваться этому сценарию, — рассуждает он. — Более того, мы видим происходящий обмен технологиями между нашими странами.
Конфликт американского президента Дональда Трампа с миллиардером Илоном Маском тоже сыграл здесь свою роль, полагает эксперт.
— Мы помним публичные угрозы Маска о том, что он собирается забрать свои корабли Dragon. А ведь это было бы серьезной проблемой для NASA, так как сейчас американских астронавтов на орбиту Международной космической станции доставляют только Dragon и «Роскосмос», — объясняет Хамидуллин.
Традиционные ценностиИсторически даже в периоды крайней международной напряженности находились форматы для сотрудничества, отметил эксперт в сфере космонавтики и автор Telegram-канала «Космодайвер» Николас Оксман. Например, программа «Союз – Аполлон» 1975 года, которая стала первой в истории совместной пилотируемой миссией СССР и США. Ее реализовали на пике холодной войны, когда политические противоречия достигали максимума.
Определенный простор для сотрудничества между США и Россией в космической сфере видит также профессор университета Уэйна в Детройте Саид Хан.
— Это включает в себя и совместную работу по поддержанию эксплуатации Международной космической станции еще несколько лет, а также соглашение о перекрестных полетах. Любой диалог между Россией и США следует рассматривать как позитивное событие, учитывая довольно прохладные отношения, сложившиеся в связи с украинским конфликтом, и неровную, а порой и едкую риторику президента Трампа, — отметил он в разговоре с «Известиями».
Диалог о сотрудничестве в космосе — многообещающий, поскольку он «выходит за рамки сфер, где конфликты определяют степень взаимодействия», убежден Саид Хан.
Первый за восемь лет визит главы «Роскосмоса» Дмитрия Баканова в США подчеркивает сохранение сотрудничества в пилотируемых программах, несмотря на политические разногласия, полагает Оксман.
— При этом среди наблюдателей вызывает интерес возможная встреча Баканова с Илоном Маском. Это особенно важно, учитывая лидирующую роль SpaceX (получившей от NASA контракт на $1,5 млрд) в операции по сведению с орбиты МКС, — отмечает он.
В ближайшее время мы узнаем, сможет ли на фоне политических ограничений частная американская компания эффективно взаимодействовать с государственным агентством России, убежден эксперт.
Научный журналист и автор Telegram-канала «Космический Хроникон» Роман Белоусов также считает, что в фокусе внимания руководителя «Роскосмоса» могут оказаться вопросы взаимодействия с компанией SpaceX, так как именно ее грузовые корабли обеспечат затопление Международной космической станции (МКС). Кроме того, с Илоном Маском Баканов может обсудить и сценарии, при котором космический корабль Starship сможет выступать в качестве части инфраструктуры планируемой Российской орбитальной станции (РОС).
Проверка для мирового сообществаРоман Белоусов также отмечает, что в свете переговоров на первый план выходят перспективы сотрудничества вокруг национальных орбитальных станций, строительство которых планируется взамен отслужившей свое МКС.
— Центральной темой станет согласование сроков и процедуры затопления МКС. Их нужно гармонизировать с планами ввода в эксплуатацию модулей российской национальной станции РОС, — полагает эксперт.
По его словам, стороны также могут обсудить форматы совместного использования РОС. В частности, у США на хранении остаются модули, разработанные для МКС, и они потенциально могут быть интегрированы в конфигурацию российской орбитальной станции в качестве научных платформ без автономной инфраструктуры. Такой вариант может напоминать «МКС-2» или «Мир-3» и компенсировать временные и ресурсные издержки сторон.
Помимо этого, в ходе визита в США могут обсуждаться возможные варианты орбиты, на которой будет эксплуатироваться РОС, — полярной или умеренной (63–72°), полагает эксперт. Это определит состав экипажей, тип ракет-носителей и возможности США по участию в проекте. Решение должно быть найдено уже сейчас.
Уровень интеграции и сложность текущих задач при сведении МКС выше, отмечает Николас Оксман. Задействовано больше стран, частные корпорации, совмещаются разные стандарты, масштаб операций значительно больше, а потенциальные риски экологических и материальных последствий выше. В итоге успешная деорбитация станции станет проверкой способности международного сообщества согласовывать сложные технические проекты, а для России — шансом подтвердить ведущую позицию в преддверии запуска собственной орбитальной станции.
Космическая дипломатияНесмотря на то что Россия никогда не была против мероприятий, которые могут привести к сближению стран, и всегда выступала за тесное взаимодействие в космической отрасли, основной проблемой такого взаимодействия является попытка милитаризации космоса отметил Марат Хамидуллин.
— Еще в начале 1980-х годов Соединенные Штаты разработали одну из первых стратегических оборонных инициатив. Не мог остаться в стороне и Советский Союз. Интеграция российских Военно-воздушных сил с Военно-космическими силами в 2015 году дала повод американцам для обвинений в адрес России в попытках милитаризации космоса. В 2018 году США в своей Стратегии национальной обороны и вовсе заявили, что космос является театром военных действий, — напоминает вопросом Хамидуллин.
Перспективы и возможные соглашения между Россией и США надо оценивать с осторожностью, полагает он. По его словам, пока последние видят в космосе театр боевых действий, а не возможности для развития обеих стран, об их успешности и эффективности говорить не приходится. В то же время, по его мнению, космическая дипломатия часто оказывается куда действеннее земной.
— Проект МКС это доказал тем, что в течение более чем 20 лет, несмотря на экономические сложности, разногласия, конфликты и санкции, ведущие специалисты множества стран, в том числе и недружественных друг другу, совместными усилиями реализовывали этот проект, делились опытом и преодолевали трудности, — напоминает эксперт.
Визит главы «Роскосмоса »может быть позитивным знаком и способно заложить основу для более широких торговых и дипломатических обменов, сказал «Известиям» американский политолог Джереми Кузмаров.
— Однако я бы не был слишком оптимистичен, поскольку администрация Трампа намерена установить гегемонию США в космосе, а потому сотрудничество с любым геополитическим соперником будет ограниченным, — отметил он.
Кузмаров напомнил, что в мае Трамп объявил о намерении создать многоуровневую систему противоракетной обороны «Золотой купол», возродив таким образом нереализованный проект космического противоракетного щита администрации Рейгана.
— По сути, он предназначен для отражения любой потенциальной ядерной атаки со стороны России и может позволить США предпринять более агрессивные военные действия в отношении РФ без опасений по поводу ответных действий, — отметил эксперт.