Как стало известно «Известиям», в реестр недобросовестных работодателей, который был создан Рострудом в 2025 году, уже включены 240 компаний. В него попадают организации, нарушающие права сотрудников, например, выплачивая зарплату ниже установленного минимума или заключая гражданско-правовые, вместо трудовых, договоры, чтобы избежать налоговых обязательств. Наиболее часто в перечень попадают предприятия из транспортной отрасли и сферы услуг. Для таких компаний предусмотрены дополнительные проверки и ограничения в поддержке со стороны государства, помимо репутационных потерь. О том, что угрожает неформально занятым работникам и насколько обширна теневая занятость в России, рассказано в материале «Известия».
Кого вносят в список недобросовестных работодателейС 2025 года Роструд ведет учет недобросовестных работодателей. Компании, выплачивающие заработную плату ниже МРОТ или оформляющие работников по неправомерным договорам с целью минимизации расходов на налоги и сборы, попадают в этот реестр. На конец июля насчитывается 240 организаций и предпринимателей в списке, по данным «Известий».
По словам представителей Роструда, если трудовой договор не подписан своевременно, это считается административным нарушением. После принятия соответствующего постановления, такие компании могут быть включены в реестр за нелегальную занятость. Чаще всего нарушения встречаются в областях транспорта, клининга, IT и бытовых услуг, подчеркнула Наталья Стрешкина из Ассоциации юристов России.
Большая часть списка состоит из ИП, хотя встречаются и крупные компании. Среди них «Чистый город», «Рыбокомбинат Ханты-Мансийский», «СВ-Строй», «ТВК-инжиниринг» и «Еврогард». «Известия» направили им соответствующие запросы.
— Создание реестра недобросовестных работодателей — своевременная и правильная мера. Он позволяет увидеть системные проблемы на рынке труда: незаконные схемы занятости, отсутствие трудовых договоров, игнорирование правовых норм. Это не только наказание, но и сигнал работодателям о невозможности скрыться, — заявила юрист Наталья Стрешкина.
Этот реестр способствует защите сотрудников, позволяя заранее оценить благонадежность компании. Для государства он полезен в наведении порядка с налоговыми и страховыми сборами. Честным предпринимателям становится легче конкурировать без угрозы потерять сотрудников из-за демпинга со стороны недобросовестных коллег, добавила эксперт.
Аналитик Наталья Мильчакова считает, что реестр пока не приносит значимых результатов для работников из-за труднодоступности и отсутствия реальной преграды для нелегального найма. Для работников мигрантов часто ключевым является сам факт получения дохода, а не способ оформления, отметила эксперт.
Юлия Долженкова из Финансового университета считает, что для повышения эффективности нужно размещать данные реестра на популярных платформах, например, на портале «Работа России».
Что происходит при попадании в реестр недобросовестных работодателейПопадание компании в этот реестр, особенно для малого бизнеса и сфер с высокой текучкой кадров, таких как торговля, частное образование и услуги, чревато серьезными последствиями, заявила Наталья Стрешкина. Им сложнее привлекать новых сотрудников — потенциальные работники избегают компаний с плохой репутацией.
— Попадание в реестр может инициировать дополнительные проверки налоговых и правоохранительных органов, ограничить доступ к государственным контрактам и мерам поддержки, а также ослабить доверие клиентов, особенно в сферах медицины, образования или детского ухода. Более того, работа с банками может стать более сложной, включая открытие счета и получение кредита. Это мощный стимул для компаний к легализации занятости, — подвела итог юрист.
Тем не менее, возможны и ошибки. В реестр могут ошибочно попасть компании из-за жалобы бывшего сотрудника или технической ошибки, как, например, при подаче отчетности, считает Наталья Стрешкина.
Важно, чтобы у компаний была возможность получать уведомления о включении в перечень и обжаловать это решение быстро и прозрачно, а также исключаться из реестра после устранения нарушений, полагает юрист. Без этих условий может снизиться доверие к реестру.
— Юристы и предприниматели должны уже сейчас проверить документы и выплаты, чтобы исправить возможные недочеты, — подчеркнула эксперт.
Однако, Роструд утверждает, что реестр формируется автоматически и проходит двухуровневую проверку данных.
Хотя на июль в реестре было 240 записей, Наталья Стрешкина отмечает, что это незначительное количество для российской экономики. Ожидается, что к концу года, при активной и цифровой работе инспекции, число компаний может увеличиться в 5–10 раз, особенно среди ИП и малых предприятий в услугах и образовании.
Есть вероятность, что к декабрю в реестре будет 2–3 тысячи записей. Если контроль будет системным, их станет еще больше, считает юрист.
Риски нелегальной занятости для работниковВыбрав неформальную занятость, сотрудник лишается многих гарантий, предусмотренных законодательством. Это касается оплачиваемого отпуска, больничных листов, пособий, выплат при несчастных случаях и компенсаций на реабилитацию, уточнили в Роструде.
Также, без официальной работы невозможно получить налоговые возвраты и пособия при увольнении. Работник лишается страхового стажа и права на льготную пенсию, и с зарплаты не перечисляются взносы, напомнили в службе.
Наталья Стрешкина из АЮР добавила, что есть и другие риски:
— нет выплат без договора — сложно что-то доказать в суде;
— отказ в кредитах без официального дохода;
— легкость увольнения без трудового договора.
По сути, соглашаясь на такую работу, человек отказывается от прав, предусмотренных Конституцией и Трудовым кодексом, подчеркнула Наталья Стрешкина.
Последствиями становятся не только личные финансовые потери, но и нагрузка на бюджет, так как государство вынуждено поддерживать малообеспеченных пенсионеров, добавила Юлия Долженкова.
Вместе с тем, в городах с дефицитом рабочих мест, люди могут вынужденно соглашаться на нарушение трудовых прав, отметила Людмила Иванова-Швец. Встречаются случаи, когда сотрудники выбирают нелегальную занятость, чтобы избежать удержаний.
Наталья Стрешкина делится данными, что в России от 10 до 20 миллионов человек работают неофициально. Реестр может предотвращать нарушения, но без комплексного подхода он не решит проблему. Необходимо стимулировать работодателей к легализации и объяснять работникам их риски, развитое использование цифровых технологий также поможет, добавила эксперт.