Ядерный прорыв: Иран возобновляет диалог с Европой


Иран и Е3 договорились о переговорах по ядерной сделке. Что дальше?

Иран и страны «евротройки» достигли соглашения о продолжении диалога по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Об этом сообщил заместитель министра иностранных дел Ирана Казем Гарибабади. Он охарактеризовал переговоры как детальные, подчеркнув, что основное внимание уделялось атомной программе и отмене ограничений в отношении Тегерана. В МАГАТЭ подтвердили готовность Ирана возобновить сотрудничество с международными инспекторами. Однако, несмотря на дипломатический прогресс, ключевые разногласия сохраняются, а иранские опасения остаются неразрешенными. Эксперты предупреждают, что это может спровоцировать выход Ирана из Договора о нераспространении ядерного оружия и эскалацию конфликта с Израилем.

Итоги стамбульской встречи

Первые переговоры между Ираном и «евротройкой» (Франция, Германия, Великобритания) прошли 25 июля в иранском посольстве в Стамбуле. Встреча на уровне заместителей глав МИД состоялась на фоне угроз ЕС возобновить санкции против Тегерана к осени, если стороны не вернутся к выполнению условий «ядерной сделки».

Этот раунд переговоров рассматривался как проверка готовности европейских стран к реальным шагам по возобновлению соглашения.

После срыва предыдущих переговоров из-за действий США иранские власти с подозрением относятся к намерениям Европы, особенно учитывая ее давление как основной инструмент диалога.

— Мы провели содержательный и откровенный диалог с представителями трех европейских стран и ЕС. Обсуждались вопросы снятия санкций и атомной программы, — заявил замминистра иностранных дел Ирана Казем Гарибабади.

По его словам, стороны договорились продолжить работу по восстановлению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).

«Евротройка» рассматривает переговоры как демонстрацию европейского влияния, считая себя инициаторами процесса и авторами СВПД. На встрече европейцы сочетали угрозы с обещаниями, предлагая ослабить давление в обмен на уступки Тегерана.

Ключевой темой переговоров стал механизм «snapback» — автоматическое восстановление санкций ООН в случае нарушения Ираном обязательств. Европа требует от Тегерана возобновить диалог с США, сотрудничать с МАГАТЭ и предоставить данные о 400 кг обогащенного урана, перемещенного в неизвестном направлении.

Как отметил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин, Европа сосредоточена исключительно на ядерной программе Ирана.

— Основной рычаг давления — угроза введения санкций «snapback», предусмотренных СВПД и одобренных СБ ООН. Иран согласился на переговоры, чтобы избежать этого, так как срок действия соглашения истекает 18 октября, — пояснил эксперт.

Тем временем Иран выразил готовность возобновить технические консультации с МАГАТЭ, сообщил гендиректор агентства Рафаэль Гросси.

— Наша задача — предотвратить дальнейшие инциденты. Для этого важно, чтобы инспекторы МАГАТЭ вернулись в Иран, — заявил Гросси, не участвовавший в переговорах.

Перед встречей Тегеран провел консультации с Россией и Китаем, которые поддерживают его право на мирную атомную программу и выступают против санкций. Иран подчеркивает, что сокращение обязательств по СВПД стало ответом на выход США из сделки в 2018 году, а значит, давление Европы необоснованно.

США пока не комментируют переговоры, но в американских СМИ звучат мнения, что Иран в слабой позиции и в итоге примет условия Запада. Пресс-секретарь Белого дома Анна Келли ранее заявляла, что действия США «обезопасили мир от иранской ядерной угрозы».

Последствия возможного выхода Ирана из ДНЯО

Угрозы «евротройки» ужесточить санкции и объявить Иран угрозой нераспространению подрывают не только доверие к Европе, но и внутренний баланс в Тегеране.

В последние годы иранское руководство лавирует между реформистами и консерваторами, причем последние набирают силу после американо-израильских ударов по ядерным объектам в 2025 году. Заявления канцлера Германии в поддержку Израиля вызвали резкую реакцию в Тегеране.

Иран ответил на атаки приостановкой сотрудничества с МАГАТЭ, но сохранил каналы связи с Европой. На переговорах Тегеран дал понять, что готов к диалогу, но только при снижении давления.

Если его позицию проигнорируют, следующим шагом может стать выход из ДНЯО, к которому Иран присоединился в 1968 году. Законопроект о таком шаге уже подготовлен и может быть принят в кратчайшие сроки. Однако это крайняя мера, которая ударит по репутации страны и противоречит обещаниям нынешнего правительства.

Кроме того, выход Ирана из договора может спровоцировать цепную реакцию на Ближнем Востоке, где Саудовская Аравия и ОАЭ могут последовать его примеру.

Планы возобновить технические консультации и вернуть инспекторов МАГАТЭ стали шагом к разрядке, но стабильность этих договоренностей под вопросом.

Риск нового конфликта на Ближнем Востоке

Переговоры проходили на фоне роста напряженности между Ираном и Израилем, хотя прямой конфликт маловероятен — обе стороны еще восстанавливают системы ПВО после недавних ударов.

Эксперт Центра ближневосточных исследований Фархад Ибрагимов скептически оценивает результаты встречи:

— Фактически договорились только о продолжении диалога. Но после майских переговоров через месяц Израиль нанес удар по Ирану. Ничто не мешает повторить этот сценарий.

По его мнению, Европа действует в интересах США, проверяя готовность Тегерана к уступкам. Однако доверия к европейским гарантиям у Ирана нет.


  • Теги:

Лента

Все новости