Ранее компульсивное поведение часто объясняли формированием "цикла привычки", ослабляющего самоконтроль. Однако, как стало известно 16 февраля из публикации в журнале Science Daily, ученые из Технологического университета Сиднея (UTS) обнаружили, что причиной также может быть чрезмерно активная работа мозга, связанная с воспалительными процессами.
Подобное поведение характерно для ряда психических состояний, включая обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и игровую зависимость. При этих расстройствах индивиды многократно воспроизводят одни и те же действия, несмотря на их вредные последствия. От таких проблем страдают миллионы людей во всем мире.
Как пояснила ведущий автор работы, нейробихевиорист Лора Брэдфилд, привычки необходимы для выполнения рутинных задач — например, чистки зубов или езды по известному маршруту — без постоянного осмысления. Это экономит умственные ресурсы.
«Однако, если мы едем за рулем и на дорогу выходит ребенок, мы внезапно осознаем окружающую обстановку и сосредотачиваемся на том, что делаем. Это предполагает восстановление сознательного контроля, обдумывание возможных последствий и корректировку поведения», — заявила она.
Распространенная теория гласит, что компульсии, вроде навязчивого мытья рук, превращаются в глубоко укоренившиеся автоматические привычки, что блокирует когнитивный контроль. Ученые отмечают, что исследования выявляют у таких пациентов воспаление в стриатуме — зоне мозга, отвечающей за выбор действий.
Работа доктора Арви Абьеро показала, что воспаление в стриатуме вызывает не усиление автоматизма, а, наоборот, ведет к более осознанному и обдуманному принятию решений. Брэдфилд добавила, что подопытные мыши демонстрировали повышенную целенаправленность и продолжали гибко менять поведение в ответ на результат даже в условиях, где обычно доминирует привычка.
Выяснилось, что эти изменения связаны с астроцитами — клетками звездчатой формы, которые поддерживают нейроны. Воспаление заставляет астроциты увеличиваться и нарушать работу соседних нейронных цепей, управляющих движением и принятием решений.
Полученные данные могут иметь большое значение для специалистов в области психического здоровья, пациентов и их семей. Некоторые компульсивные модели, возможно, являются не следствием утраты контроля из-за привычки, а результатом чрезмерного, но ошибочно направленного сознательного контроля.
«Многие компульсивные действия не вписываются в гипотезу привычки. Если человек постоянно моет руки, потому что боится микробов, он делает это не неосознанно, а сознательно, прилагая эти усилия. Наши выводы предлагают новое объяснение такому поведению, которое противоречит общепринятой точке зрения. На основе этого, возможно, будут разработаны новые методы лечения и вмешательства, которые будут более эффективно бороться с этими заболеваниями и расстройствами», — заключила Брэдфилд.
Ранее, 13 сентября прошлого года, в разговоре с «Известиями» психолог и психотерапевт Ольга Кушнарева рассказала об отличии ОКР от обычных бытовых привычек. Ключевым различием она назвала гибкость, позволяющую расстройству маскироваться под повседневные действия. Специалист отметила, что для людей с ОКР любое отступление от ритуала воспринимается как катастрофа.