Публикации о Freedom Finance спровоцировали разбирательство


Фото: РИА Новости/Наталья Селиверстова

Freedom Finance против КазТАГ: заказная атака или защита репутации?

В 2025 году Freedom Finance оказалась в центре того, что эксперты и сама компания охарактеризовали как заказную информационную атаку. В течение года казахстанское издание «КазТАГ» опубликовало свыше 150 материалов с кричащими заголовками и обвинениями в адрес «Фридома», которые зачастую искажали суть публикаций и не подкреплялись доказательствами. Компания несколько раз давала комментарии и, по её заявлениям, пыталась выйти на связь с редакцией. После отказа редакции идти на контакт юристы «Фридом Финанс» подали иск к руководству «КазТАГа» за распространение заведомо ложной информации. Издание, опасаясь уголовного преследования, стало сообщать о якобы давлении со стороны компании и даже о пытках — эти утверждения опровергли государственные органы. Вопрос о том, не скрывает ли под видом независимости журналистика отработку внешней повестки и нежелание отвечать за сказанное, рассматривали «Известия».

Freedom Finance против «КазТАГ»

В апреле 2025 года «КазТАГ» в течение двух суток разместил 12 материалов, в заголовках которых звучали обвинения в адрес основателя «Фридома» Тимура Турлова — в выводе средств в офшоры, создании финансовой пирамиды и прочем. В ответ «Фридом» опубликовал заявление, где отметил, что подобные громкие утверждения не соответствуют реальным фактам. При этом регуляторы — ни казахстанские, ни в других юрисдикциях присутствия компании — не выдвигали к «Фридом» претензий по поводу этих публикаций. Параллельно в «Фридом Финанс» сообщили, что вскоре до начала информационной волны в компанию приходили неизвестные и пытались шантажировать руководство. Тогда же редакцию «КазТАГ» заподозрили в «отработке повестки» — практике, когда СМИ системно выбирают темы и форму подачи в интересах собственной редакции или заказчика.

Осенью того же года стало известно о возбуждении в Казахстане нескольких дел в отношении редакции «КазТАГ», в частности — против главного редактора Амира Касенова и владельца издания Асета Матаева. На гражданские слушания по искам «Фридом» Матаев и Касенов, по словам адвокатов компании, не явились. Компания предпринимала попытки уладить спор в ходе открытого диалога, требуя объяснений и «опровергнуть сведения, являющиеся ложными», однако главный редактор «КазТАГа» отказался и продолжил публиковать сомнительные материалы, часто далекие от действительности.

В рамках расследования уголовного дела по ст. 274 УК РК «Распространение заведомо ложной информации» Амира Касенова допросили, затем задержали и поместили под домашний арест. Сразу после допроса Касенов заявил, что над ним «нависал» следователь, назвав это пыткой, однако в полиции опровергли эти утверждения. На сообщение о пытках отреагировала и министр культуры РК Аида Балаева. Она назвала это попыткой ввести в заблуждение казахстанцев и зарубежные организации, следящие за ситуацией, и призвала медиа ответственнее обращаться с информацией.

— Свобода слова не означает освобождение от ответственности и не может подменять собой требования закона — ни у нас, ни в любом другом правовом государстве. Попытки представить процессуальные действия как «давление на свободу слова» — сознательная манипуляция общественным мнением. Виновные неотвратимо понесут наказание соразмерно содеянному, если это будет доказано в суде, — написала Балаева в Facebook (принадлежит Meta, организация признана экстремистской и запрещена в РФ).

Полиция тоже опровергла заявления Касенова и напомнила об ответственности за ложные обвинения.

— Доводы главного редактора «КазТАГ» о применении недозволенных методов следствия, в том числе о пытках, являются необоснованными и не подтверждаются объективными данными. Сам по себе вызов в органы полиции для дачи показаний либо участия в следственных действиях не является и не может рассматриваться как применение незаконного метода воздействия. Обращаем внимание, что за распространение заведомо ложной информации законодательством РК предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной, — сказано в сообщении департамента полиции Алм-Аты.

Генеральная прокуратура РК заявила, что «КазТАГ» затрудняет ход расследования.

— На сегодня прокуратурой каких-либо незаконных действий и пыток со стороны следователей в отношении участников данных дел не зафиксировано. Все процессуальные действия проводятся с полным соблюдением норм УПК РК. Указанные лица распространяют ложную информацию в целях формирования выгодного для себя общественного мнения, дискредитации правоохранительных органов и создания препятствий по обеспечению полноты, всесторонности и объективности расследования уголовных дел, — сообщили в Генеральной прокуратуре.

Обвинения в информзаказе

Юристы Freedom Finance утверждают, что у них есть филологическая экспертиза и иные подтверждения того, что материалы «КазТАГа» содержат заведомо ложные сведения.

За 2025 год издание опубликовало более 150 материалов с упоминанием Freedom Finance. В них, в частности, писали, что «Freedom не имел права осуществлять сделки с американскими акциями для клиентов», хотя компания выступает посредником на рынке ценных бумаг США и находится под контролем американского регулятора SEC. Также в материалах утверждалось, что бывший сотрудник, ныне в СИЗО по делу о мошенничестве, был топ-менеджером «Фридома», тогда как на самом деле он занимал одну из должностей в департаменте продаж, а сам «Фридом» подал на него в суд как потерпевшая сторона. При описании этих случаев редакция, по мнению критиков, пренебрегла фактчеком — базовым журналистским навыком.

Издание также приводило слова адвоката Светланы Оралбаевой, которая заявляла, что «аферы во Freedom не могли быть совершены без ведома Турлова». Позже, на гражданском процессе, куда вызвали Оралбаеву, она отказалась от этих слов, что зафиксировано в аудиовизуальных материалах Медеуского районного суда Алма-Аты. Оралбаева добавила, что журналист процитировал личный разговор без её согласия, что, по её словам, нарушает принцип информированного согласия в журналистике.

Кроме того, в 2018 году редакция писала, что Freedom Finance привлекли к ответственности по статье об отмывании средств и финансировании терроризма (ст. 256 УК РК). На самом деле компания уплатила штраф по ст. 256 КоАП РК «Нарушение требований по предоставлению отчетности».

Юристы «Фридом Финанс» считают эти и иные распространенные изданием сведения недостоверными, порочащими деловую репутацию компании и приводящими к реальным финансовым потерям.

— Это создает серьезную почву для привлечения к ответственности в рамках как гражданского, так и уголовного процесса, поскольку опровергает базовые факты, на которых строилась масштабная кампания по дискредитации, — заявил адвокат стороны Freedom Finance Александр Камендровский.

Часть независимых экспертов предположила, что публикации «КазТАГа» — PR-атака за деньги. Так, главред Orda.kz Гульнар Бажкенова утверждала, что за кампанией стоят конкуренты. Юрист Азамат Беккулов, комментируя дело «КазТАГа», подчеркнул, что «свобода слова не дает права распространять ложные сведения, особенно если это делается системно и умышленно».

Даже некоторые российские медиа предположили, что массированный выход материалов «КазТАГа» был кем-то заказан. Так, Lenta.ru цитирует политолога Эдуарда Полетаева, который отметил, что «фейки и сильная коммерциализация медиапространства является для страны одной из ключевых проблем».

— Мы видим, что коммерциализируется эта сфера в серьезной степени, а шанс заработать всегда соблазняет хайпануть на чем-то, — считает эксперт.

При этом схема финансирования медиа остается не полностью прозрачной. По открытым данным, структуры, связанные с изданием, в течение нескольких лет платят сравнительно небольшие налоги, снизившиеся за десятилетие более чем в 7 раз. Кроме того, по словам бывшей супруги, главный редактор издания получает минимальную зарплату в размере 85 тыс. тенге.

Является ли уголовное преследование «КазТАГа» давлением?

Несколько дней спустя после старта почти годичной информационной кампании «Би-Би-Си» сообщало о возможном давлении на казахстанские СМИ, ссылаясь на случай «КазТАГа» и Freedom при отсутствии уголовного дела. Сейчас, когда дело уже возбуждено, мнения разделились: одни встают на сторону «КазТАГа», утверждая, что компания давит на независимое издание; другие считают, что это не давление — «Фридом» действует в рамках законодательства РК, а редакция отличается непрозрачным финансированием и сомнительной манерой подачи материалов.

Неудивительно, что Freedom Finance пошла отстаивать свою репутацию и честь в суде, учитывая, что ложные публикации могут нанести ей существенный финансовый ущерб. Ответ на вопрос о давлении и о том, была ли у «КазТАГа» информзаказ, в итоге должен дать суд.

Лента

Все новости