Госдолг России по итогам десяти месяцев 2025 года достиг 32,9 трлн рублей. Основную долю прироста обеспечили внутренние заимствования. Эксперты отмечают высокую устойчивость структуры долга и его безопасный для экономики уровень. Подробнее — в материале «Известий».
Взвешенная стратегияСогласно данным Минфина, за первые десять месяцев 2025 года госдолг увеличился на 2,8% и составил 32,9 трлн рублей.
Рост задолженности идет быстрее ВВП, но аналитики поясняют: это следствие активного привлечения заимствований для покрытия дефицита бюджета на фоне повышенных расходов и ограниченного доступа к зарубежным рынкам капитала.
— Это осознанная стратегия Минфина: вместо проедания резервов и резкого ужесточения фискальной политики (хотя это тоже частично наблюдается) государство перераспределяет нагрузку во времени, опираясь на внутренний рынок, — указывает Евгений Шатов, партнер Capital Lab.
По его мнению, такой метод оправдан, особенно если номинальный рост ВВП и инфляция продолжают смягчать долговую нагрузку в реальном выражении.
Устойчивая структураУровень задолженности при этом остается умеренным и устойчивым. Главный ориентир — не абсолютный объем долга, а его доля в ВВП и структура заимствований.
Большая часть увеличения связана с внутренними заимствованиями: на начало ноября внутренний долг составил 28,3 трлн рублей, тогда как внешний — примерно 4,6 трлн, что составляет около 14% от общего объема.
— Почти весь прирост приходится на внутренний долг, номинированный в рублях. Это принципиально снижает валютные риски и делает обслуживание долга управляемым инструментами денежно-кредитной политики. Внешний долг государства остаётся минимальным и, по сути, не играет системной роли, — поясняет Евгений Шатов.
Такая модель значительно уменьшает валютные риски и повышает устойчивость долговой позиции по сравнению с другими развивающимися рынками. С макроэкономической точки зрения ситуация также выглядит относительно спокойно, добавляет Ян Пинчук, заместитель начальника отдела биржевой торговли WhiteBird.
Безопасный уровеньВ пересчете на ВВП российский госдолг остается одним из самых консервативных среди крупных экономик, заметно уступая показателям развитых стран.
— В США, Италии, Франции, Великобритании госдолг давно превышает 100% от ВВП и продолжает расти. У многих стран ЕС на фоне отсутствия экономического роста госдолг достигает 90%. Эти страны практически живут в долгу у двух-трех последующих поколений. Такой сценарий для России категорически неприемлем, — подчеркивает экономист Андрей Лобода.
Россия удерживается в коридоре около 15-20% ВВП.
— Это означает, что у государства сохраняется значительный долговой резерв на случай экономической турбулентности. Нагрузка на бюджет, связанная с обслуживанием долга, остаётся умеренной, и не создаёт давления на фискальную систему. Ключевые риски в текущих условиях носят не столько долговой, сколько макроэкономический и политический характер: возможное снижение доходов бюджета, высокая стоимость заимствований и ограничения на внешние рынки капитала, — объясняет Александр Зайцев, гендиректор Atomic Capital.
Это скорее уровень стран с жесткой фискальной дисциплиной, чем экономика, живущая «в долг». Для фондового рынка такой статус — сигнал: у государства есть пространство для манёвра, а вероятность внезапного долгового кризиса или экстренного ужесточения бюджетной политики невысока, добавляет Руслан Спинка, директор управления продаж и клиентского обслуживания ИК Fontvielle.
Обслуживание долгаЭксперты указывают и на то, что , у России по-прежнему один из самых низких в мире показателей расходов на обслуживание долга относительно доходов бюджета. Впрочем, определенный риск представляет то, что в условиях жесткой-денежно-кредитной политики обслуживание нового долга, разумеется, становится дороже.
Также риск заключается в концентрации заимствований внутри страны: активный выпуск ОФЗ усиливает конкуренцию государства с частным сектором за рублевую ликвидность и в теории может вытеснять корпоративные инвестиции" — отмечает Шатов.
Однако, как поясняет аналитик, пока этот эффект ограничен: банковская система располагает избыточной ликвидностью, а институциональные инвесторы продолжают активно покупать ОФЗ.
Надежные кредиторыГлавный источник финансирования сейчас — внутренний рынок государственных облигаций. ОФЗ приобретают российские банки, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, управляющие компании и частные инвесторы. Также важную роль играет Центробанк, который косвенно поддерживает рынок операциями РЕПО и управлением ликвидностью.
— Внешние рынки капитала для России фактически закрыты, но с точки зрения долговой устойчивости это скорее плюс, чем минус: страна избавлена от валютных и санкционных рисков, связанных с обслуживанием внешних обязательств, — обращает внимание Шатов.
По словам Александра Зайцева, внешние заимствования носят ограниченный характер и смещаются в сторону дружественных юрисдикций и альтернативных валют, включая выпуск облигаций в юанях.
В итоге аналитики констатируют: долговая позиция России выглядит устойчивой. При необходимости страна способна увеличить заимствования выше нынешнего уровня. Пока Минфин действует осторожно, и долг остается «консервативным» и находящимся на комфортном уровне.