Число банкротств IT‑компаний в РФ выросло на 25%


Фото: РИА Новости/Сергей Красноухов

Банкротства IT‑компаний выросли на 28% — кто выживет?

В России зафиксирован рост банкротств IT-компаний — более чем на четверть по сравнению с 2024 годом. В январе – ноябре 2025-го такую процедуру начали 630 таких организаций, подсчитал по запросу «Известий» сервис Rusprofile. При этом количество ликвидированных игроков рынка увеличилось на 11%. Из фирм, зарегистрированных в 2022 году, работать осталось чуть более половины. Бизнес сокращает расходы на IT и пытается разрабатывать такие продукты своими силами. При этом рынок очищается от структур, пытавшихся воспользоваться льготами для этого сектора, но на практике имевшим к нему мало отношения, отметили эксперты. В Минцифры, однако, не подтвердили данные Rusprofile: ведомство ведет собственный реестр аккредитованных IT-компаний, и, по его информации, их количество ежегодно растет.

Почему банкротятся российские IT-компании

В 2025-м IT-бизнес в России стал банкротиться чаще, чем годом ранее. Это следует из отчета сервиса проверки контрагентов Rusprofile, подготовленном по запросу «Известий». Согласно его данным, в январе – ноябре процедуру банкротства начали 630 IT-компаний — на 28% больше, чем за аналогичный период 2024 года, когда несостоятельность была инициирована в отношении 491 организации.

При подсчете аналитики Rusprofile учитывали компании и индивидуальных предпринимателей, у которых при регистрации были указаны коды ОКВЭД 26 («Производство компьютеров, электронных и оптических изделий») и все его подкатегории», 62 («Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги» со всеми подкатегориями) и 63 («Деятельность в области информационных технологий» со всеми подкатегориями).

В 2022 году — на фоне ухода из России вендоров из недружественных стран и резкого роста спроса на импортозамещение — в стране было зарегистрировано 37,9 тыс. IT-компаний. К концу 2025-го продолжили деятельность лишь около 20,6 тыс. из них, говорится в отчете.

В Минцифры данные Rusprofile не подтвердили. В ведомстве «Известиям» сказали, что не знакомы с результатами и методикой проведения исследования. Дело в том, что министерство ведет свой реестр аккредитованных IT-компаний, количество которых ежегодно увеличивается, и сейчас их порядка 20 тыс., отметили в ведомстве.

— Министерство ведет собственную статистику в разрезе аккредитованных IT-компаний по созданным и ликвидированным организациям. За этот год, по данным ЕГРЮЛ, было создано и аккредитовано более 450 организаций, в то время как количество ликвидированных составило порядка 150, — утверждают в Минцифры. — Компании принимают решение о ведении бизнеса, в том числе о его закрытии или реструктуризации, самостоятельно. По данным за последние годы, IT сохраняет лидерство в темпах роста среди крупных отраслей.

Этому способствуют в том числе меры поддержки, добавили в ведомстве. Например, налоговые льготы (нулевая ставка НДС, пониженная ставка по налогу на прибыль и пониженные тарифы страховых взносов), льготная ипотека и отсрочка от срочной службы для IТ-специалистов, перечислили там.

Также действуют меры стимулирования спроса на российское ПО, включая запреты на закупку и использование иностранного софта в госорганизациях и на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ), сказали в ведомстве.

— Мы считаем регистрацию и ликвидацию компаний по соответствующим основным ОКВЭД, исходя из данных ЕГРЮЛ, — уточнили в Rusprofile. — Минцифры же учитывают только аккредитованные организации, зарегистрированные в реестре. Аккредитация добровольная, и к ней есть ряд требований.

По словам партнера ComNews Research Леонида Коника, противоречий в данных Rusprofile и Минцифры нет. В первой организации говорят о числе компаний, которые начали процедуру банкротства или ликвидации, а ведомство приводит количество юрлиц, которые уже ликвидированы (или, наоборот, добавились в реестр), отметил эксперт.

— Rusprofile опирается на big data: юридические данные от компаний, сообщивших о начале ликвидации и банкротства, отобранных по «айтишным» ОКВЭД. Если они действительно дойдут до банкротства или будут ликвидированы, Минцифры увидит это в следующих периодах, — отметил Леонид Коник.

При этом Минцифры и Rusprofile сходятся во мнении, что, несмотря на банкротства и ликвидации, общее количество зарегистрированных IT-компаний в России продолжает расти. По их данным, показатель увеличился на 15%: в январе – ноябре 2024 года зарегистрировали 42 тыс. новых организаций, а за тот же период 2025-го — 48,4 тыс. Но связан ли этот рост с увеличением числа IT-проектов и продуктов, не ясно, полагают эксперты.

С чем связан рост банкротств на российском IT-рынке

О некотором охлаждении IT-рынка его участники начали говорить еще в конце прошлого года. Связывали они это с тем, что банки либо перестали кредитовать такие компании, либо предлагали займы по заградительным ставкам, ссылаясь на нехватку свободных средств, рассказал «Известиям» источник на рынке, знакомый с ситуацией. В результате бизнесу пришлось останавливать или замедлять запуск новых IT-проектов, добавил он.

Увеличение количества банкротств связано с охлаждением перегретой в 2022–2024 годах экономики, считает директор компании «Абсолют Страхование» Владимир Дорожкин.

— Крупные заказчики заморозили часть новых проектов, перераспределяют бюджеты и доводят до ума уже купленные решения вместо запуска новых. И, по большей части, стремятся пользоваться собственной компетенцией, то есть развивать и поддерживать собственные IT-решения, — отметил он.

По его словам, высокая ключевая ставка ЦБ резко подняла стоимость кредитов, из‑за чего компаниям стало сложнее рефинансировать старые долги и запускать новые проекты. В 2022–2024 годах был форсированный переход на российские IT‑решения и всплеск закупок, что создало дополнительный спрос и перегрев рынка, добавил Владимир Дорожкин.

Активная модернизация IT-инфраструктуры, которой бизнес занимался в 2022–2024 годах, сменилась общим режимом экономии, отметила партнер веб-интегратора ITECH Евгения Круглова. По ее словам, высокая ключевая ставка ЦБ и невыгодные условия кредитования формируют сложный экономический фон, вынуждая компании пересматривать все расходы, включая бюджеты на информационные технологии.

— Наиболее уязвимыми оказались сервисные компании, работающие по модели аутстаффа (практика, при которой часть IT-сотрудников на время переходит на работу в организацию-заказчика. — «Известия»). Решение крупного заказчика одномоментно сократить команду в 20–30 человек может поставить подрядчика в критическое положение. Это ведет к росту числа банкротств, — рассказала эксперт.

IT-пузырь, сформировавшийся в 2022–2024 годах, начал сдуваться, добавил Леонид Коник.

— На пике хайпа в реестре аккредитованных IТ-компаний, который ведет Минцифры, значилось более 22 тыс. юрлиц, но ныне их около 20 тыс. Даже с учетом того, что некоторые IТ-холдинги состоят из десятков организаций, и того, что корпорации в промышленности и иных отраслях суммарно создали несколько сотен IT-дочек, 20 тыс. реальных игроков вряд ли наберется, — считает эксперт.

По его мнению, в реестр попало немало фирм, которые по-быстрому поменяли основной ОКВЭД на один из связанных с IT. Либо это были наспех зарегистрированные дочерние структуры самых далеких от IТ бизнесов — начиная с торговли кормами для животных и ремонта фасадов, добавил он.

В 2025 году власти, в частности ФНС, стали проявлять интерес к результатам деятельности этих предприятий, отметил эксперт. К тому же с 2026 года пакет льгот для IT-компаний существенно «похудеет»: де-факто у них останется лишь нулевая ставка НДС при продаже программных продуктов. Поэтому владельцы фиктивных организаций, которые не собирались создавать и внедрять отечественный софт, но попользовались государственными мерами поддержки, предпочитают их по-быстрому ликвидировать, утверждает Леонид Коник.

— Идет перезагрузка старых бизнесов: те, кто жил на западных вендорах, закрывают старые юрлица и открывают новые под импортозамещение и работу с госсектором, — считает замдиректора компании «АРБ Про» Роман Копосов. — В статистике это выглядит как рост открытий и закрытий, хотя, по сути, это перекройка рынка.

Вероятно, что часть небольших игроков дробит бизнес для минимизации фискальной нагрузки в новых условиях, полагает Евгения Круглова. Но есть и здоровая практика выделения продуктовых команд в отдельные юрлица для привлечения инвестиций и использования оставшихся государственных льгот, добавила она.

Владимир Дорожкин считает, что на протяжении двух-трех лет рынок будет увеличиваться незначительными темпами. Сдерживать рост будут такие причины, как продолжение оптимизации бюджетов заказчиков, их консервативное планирование на фоне нестабильной геополитической обстановки, трудности, связанные с обменом опытом и технологиями с иностранными игроками, перечислил он.

Также на темы роста будут влиять процессы «привыкания» к российским технологиям, наращивания компетенций по ним, появление рациональных отраслевых решений по ИИ, отметил эксперт. По его мнению, процесс стабилизации завершится к 2030 году: после этого возможен возврат к активному росту IT.

Лента

Все новости