За подделку справок об опасных заболеваниях хотят ввести в УК


Фото: Global Look Press/Ingram Images

Уголовная ответственность за подделку справок об опасных заболеваниях

В Уголовный кодекс предлагают ввести ответственность за фальсификацию и оборот справок об отсутствии заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Этот законопроект получил поддержку правительства, выяснили «Известия». Речь идет о таких инфекциях и состояниях, как туберкулез, гепатит, ВИЧ и некоторые психические расстройства. Сейчас действует общая статья за подделку документов, однако она не перекрывает лазейку для поддельных медицинских справок, позволяющих скрыть инфекционное или социально опасное заболевание, отмечают эксперты. В материале «Известий» разъясняют, кто инициирует изменения, как будет работать новый механизм и зачем он нужен.

Зачем нужны справки об опасных болезнях

В Уголовном кодексе России планируется ввести отдельную статью, предусматривающую ответственность за изготовление и оборот справок об отсутствии заболеваний, опасных для окружающих. Авторами инициативы выступили депутаты Ирина Яровая и Олег Морозова; правительство дало проекту положительную оценку (отзыв имеется у «Известий»).

Инициатива направлена на ужесточение контроля в области общественного здоровья, сообщил «Известиям» председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. Он добавил, что документ получил одобрение ключевых ведомств: МВД, ФСБ, СКР и Генпрокуратуры.

— Законопроект призван закрыть опасный правовой пробел, связанный с оборотом поддельных документов об отсутствии социально значимых заболеваний, — сказал он. — Это позволит бороться с практикой, угрожающей эпидемиологическому благополучию населения и позволяющей недобросовестным лицам обходить обязательные медобследования, например при приеме на работу в определенные сферы.

Перечень заболеваний, признанных опасными для окружающих, утверждается правительством РФ, напомнил он. В него включены инфекции вроде холеры, чумы, хронических инфекций (туберкулез, лепра) и другие болезни, требующие контроля ради предотвращения массовых вспышек. В числе недавних примеров — коронавирусная инфекция, внесенная в перечень в 2020 году.

По словам Владимира Груздева, сегодня подделка медицинских документов, в том числе справок о наличии или отсутствии опасных заболеваний, квалифицируется по общей норме — статье 327 УК РФ («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков»). Внесение поправок должно дать возможность назначать более соразмерные и эффективные меры наказания за деяния, несущие существенную угрозу здоровью населения в современных условиях.

— Основная цель законопроекта — создать сдерживающий фактор против коррупционных схем и теневого оборота в медицинской документации, — полагает он. — Введение специального состава преступления позволит осуществлять более эффективное и целевое противодействие незаконному обороту поддельных медицинских справок. Они используются для обхода обязательных профилактических мероприятий и могут способствовать распространению опасных заболеваний.

Начальник юридического департамента «ВМТ Консалт» Софья Лукинова обратила внимание, что за 2024 год число дел по статье 327 УК РФ, связанной с подделкой документов, приблизилось к 4 тыс., это рост более чем на 30% за год.

— За эти преступления наказаны около 11 тыс. человек. При этом преследуются как изготовители справок, так и те, кто приобретает, хранит и перевозит такие документы — для собственных нужд или для перепродажи, — сказала она.

Эксперт отметила, что подделывают документы в основном ради получения выгоды: доступа к занятиям или снятия ограничений для определенной деятельности.

— К примеру, для вождения автомобиля подделывают справки, подтверждающие психическое здоровье. Еще — для доступа к работе, для получения компенсаций, социальных льгот от государства и работодателя, — сказала Софья Лукинова.

Зачем скрывают опасные болезни

Поддельные справки об отсутствии общественно опасного заболевания, по ее словам, чаще всего заказывают для трудоустройства на места, связанные с работой с людьми — в детских садах, школах, органах правопорядка. Именно там обычно требуется подтверждение отсутствия таких болезней.

— Рост числа подделок справок и других документов связываем прежде всего с доступностью каналов распространения, — отметила Софья Лукинова. — Сейчас за деньги предоставят практически любую справку, еще и с применением ИИ-технологий.

Юридические нововведения в виде отдельной статьи УК дадут следствию и суду более чёткие критерии для квалификации таких преступлений. Среди возможных недостатков эксперты называют риск криминализации формально неопасных случаев, если формулировки окажутся излишне широкими, отметила адвокат и правозащитник Екатерина Александрович.

— Также есть риск нарушения врачебной тайны и прав пациента при чрезмерном сборе и распространении данных для проверки подлинности справок, — считает эксперт. — Существует возможность коррупции и злоупотреблений при проверках, например давление на врачей или административные злоупотребления. А также стигматизация больных, что может препятствовать обращению за медицинской помощью.

По мнению Екатерины Александрович, при ужесточении ответственности необходимо одновременно гарантировать права граждан и прописать прозрачные процедуры верификации.

Софья Лукинова считает, что отдельная норма в УК нужна, несмотря на действующую общую норму о подделке документов, из-за потенциально опасных последствий таких подделок.

— Общественная угроза от подделки паспорта относительно невелика и чревата неприятностями для отдельного человека, — указала она. — Этот вред несопоставим с вероятным распространением ВИЧ или туберкулеза.

Какие есть риски

Нейропсихолог Мария Тодорова подчеркнула, что психические расстройства представляют собой неоднородную совокупность состояний и не всегда означают опасность для окружающих.

— В общественном сознании до сих пор сохраняется упрощенная и во многом ошибочная логика, согласно которой любой психиатрический диагноз автоматически приравнивается к агрессии и непредсказуемости. Это не так, — подчеркнула она. — Более того, значительная часть психических расстройств при сопровождении и терапии вообще не влияет на социальную безопасность.

Однако есть и тяжелые клинические состояния, при которых может снижаться контроль поведения, падать самооценка и возрастает риск импульсивных или агрессивных реакций. Именно такие случаи, по ее мнению, должны быть в фокусе — не все психические расстройства без исключения, а конкретные диагнозы и ограничивающие функции, подтвержденные врачебной комиссией.

Ирина Яровая, вице-спикер Госдумы, ранее вносила инициативы, касающиеся здоровья. Так, в понедельник, 15 декабря, она предложила подготовить методические рекомендации для школ и родителей по профилактике так называемых школьных болезней, связанных со зрением, осанкой и пищеварением. Ранее, в феврале 2025 года, был подготовлен законопроект о медосвидетельствовании мигрантов с целью усиления контроля за их здоровьем при приезде в РФ.

Предлагавшиеся поправки включали сокращение срока медосмотра для иностранцев с 90 до 30 дней, ужесточение ответственности за фальшивые медицинские документы и создание единого реестра аккредитованных медучреждений. Также планировалось расширение списка инфекций, по которым проверяют иностранных граждан.

Лента

Все новости