ФАС выявила угрозу роста цен на продовольствие в случае утверждения новых правил торговли, которые готовит Минпромторг. Ведомство направило в министерство предупреждение о том, что не поддерживает и не соглашается с предлагаемыми изменениями. Причина возражений — возможное подорожание логистики для производителей и поставщиков. В проекте предлагается позволить торговым сетям самостоятельно устанавливать стоимость логистики наравне с маркетплейсами. Минпромторг объясняет это стремлением создать равные условия для платформ и традиционной розницы. В ФАС полагают, что это повысит издержки бизнеса и в итоге отразится на ценах для покупателей. Такого же мнения придерживаются в Руспродсоюзе, где отмечают, что новые нормы фактически нивелируют закон о торговле. Какие еще риски усмотрели антимонопольщики и как относятся предприниматели к предлагаемым изменениям, разбирались «Известия».
Почему ФАС раскритиковала изменение правил торговлиФедеральная антимонопольная служба усмотрела риски удорожания продуктов при возможном принятии новых правил торговли, подготовленных Минпромторгом. Это отражено в отзыве, который ведомство направило в министерство и который подписан замруководителя ФАС Тимофеем Нижегородцевым. В документе, имеющемся у «Известий», антимонопольный орган подверг критике большинство ключевых изменений и их обоснований.
В частности, ФАС выступила в защиту закона о торговле, указав, что его нормы остаются релевантными даже с учетом цифровизации и роста маркетплейсов. Именно трансформации рынка стали причиной разработки Минпромторгом новых правил.
Справка «Известий»Национальную модель торговой деятельности, включающую новые правила работы онлайн-торговли и ритейла, Минпромторг разработал по итогам ПМЭФ-2025. В обосновании было заявлено о существенной трансформации отрасли в связи с появлением маркетплейсов. Документ включает пять ключевых направлений: выравнивание конкурентных условий между традиционной розницей и онлайн-торговлей, устранение правовых пробелов и дисбалансов в регулировании деятельности, совершенствование законодательства о защите прав потребителей, развитие потребительской кооперации, а также обновление правил работы розничных рынков и ярмарок. Всего в документе 12 мер, которые могут быть реализованы в формате проектов федеральных законов, правительственных распоряжений или обязательных отраслевых стандартов.
В отзыве в адрес Минпромторга ФАС подчеркнула, что действующий закон прежде всего регулирует торговлю продовольствием и помогает разрешать споры между сетями и поставщиками. По оценке службы, это особенно важно, поскольку доля онлайн-продаж продуктов остается небольшой — всего 4–6% от общего объема реализуемой продукции.
«Таким образом, основная доля реализации таких товаров приходится на торговые сети, что указывает на сохранение их рыночной власти над поставщиками», — отмечает ФАС, добавляя, что жалобы от поставщиков продолжают поступать. Например, в отношении сети «Светофор» только в 2024–2025 годах было возбуждено 27 дел о нарушениях закона.
«Вопреки утверждению, содержащемуся в плане, закон о торговле является актуальным, а его ключевые положения позволяют ограничивать немонетарные издержки поставщиков, транслируемые в цены продовольственных товаров, — подчеркивает ФАС. — Позицию о том, что отмена его ключевых требований недопустима, разделяют все союзы поставщиков продовольствия».
Одно из предложений Минпромторга — исключить стоимость логистики из 5-процентного вознаграждения, которое поставщики перечисляют торговым сетям, сообщали «Известия». В министерстве уверены, что это уравняет условия конкуренции между маркетплейсами и розничными сетями. В ФАС просят убрать этот пункт из проекта, объясняя опасение тем, что под предлогом оплаты логистики сети смогут запрашивать любые дополнительные платежи.
«Это приведет к росту издержек поставщиков, транслируемых в цены на продовольственные товары. При этом осуществление постоянного контроля за реальным предназначением различных выплат поставщиков в пользу торговых сетей не представляется возможным», — полагают в службе.
ФАС также выступила против идеи убрать обязанность властей вести торговые реестры. По мнению ведомства, без таких реестров региональные органы и антимонопольные органы утратят инструменты контроля за соблюдением сетями требований ст. 14 закона о торговле.
Кроме того, служба рекомендует Минпромторгу конкретизировать порядок контроля за маркировкой товаров на маркетплейсах: на данный момент, по мнению ФАС, не ясно, как будет осуществляться этот контроль и каких результатов от него ждать.
Одновременно ФАС одобряет запрет эксклюзивности пунктов выдачи маркетплейсов, меры по развитию потребительской кооперации и инициативы по совершенствованию регулирования рынков и ярмарок.
«Учитывая изложенное, по мнению ФАС, план (по регулированию торговой деятельности. — «Известия») требует дальнейшего обсуждения и в представленной редакции не может быть поддержан и согласован», — говорится в документе.
«Известия» направили запрос в антимонопольную службу с просьбой пояснить дальнейшие шаги в регулировании торговли. Редакция также обратилась в Минпромторг с просьбой прокомментировать оценку документа ФАС.
Какие риски увидел бизнес в новых правилахИсполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков полагает, что новая национальная модель торговой деятельности, направленная на честную конкуренцию, доступность соцзначимых товаров, поддержку малого бизнеса и отечественных производителей, должна опираться на действующий закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», который уже охватывает ключевые аспекты взаимодействия поставщиков и ритейла.
— Разработка модели без изучения и анализа этого опыта создает риски обеспечения ценовой и физической доступности продовольственных товаров для граждан. Фактическое нивелирование закона о торговле, представленное в концепции новой нацмодели, чревато негативными последствиями для отечественного производства питания и продовольственной безопасности страны, — считает представитель бизнеса.
По его оценке, речь идет о возвращении агентских схем, запрещенных законом о торговле, практики возврата продовольствия, отмене ограничений по отсрочкам платежей, отсутствии прозрачности ценообразования при исключении логистики из 5-процентного вознаграждения ритейлу, а также о риске ценовых войн из-за неограниченных расходов онлайн-площадок на скидки за свой счет.
— Для сохранения хрупкого баланса АПК и торговли, выравнивания конкуренции электронных платформ и офлайн-ритейла и, главное, ради достатка продуктов на прилавке производители считают необходимым распространить все нормы действующего закона на любые каналы реализации, включая онлайн, — сообщил Дмитрий Востриков.
«Известия» направили запросы в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ) и в крупные сети с просьбой прокомментировать выводы ФАС.
В Х5 сообщили «Известиям», что изучают позицию ФАС и намерены продолжать конструктивный диалог отрасли и регулятора совместно с Минпромторгом.
— В настоящий момент торговые сети выступают как полноценные логистические компании, оказывающие полный спектр услуг, включая обслуживание многотысячных автопарков, АТП, логоцентров и т.д, — сообщили «Известиям» в пресс-службе.
Поскольку логистика представляет собой полноценную услугу, стоимость которой формируется рыночными механизмами, в компании считают открытым вопрос о корректности ограничения этой цены процентом от суммы договора.
— В других отраслях ограничение на стоимость логистических услуг в коммерческом договоре не закрепляется. Компания стала первым федеральным продуктовым ритейлером, вышедшим на Дальний Восток, и дальнейшее развитие розничной торговли в ДФО напрямую зависит от логистических возможностей бизнеса, — пояснили в пресс-службе ритейлера.
Как писали «Известия», ранее с критикой инициатив Минпромторга выступили и представители онлайн-торговли, которые считают, что отдельные меры могут существенно повлиять на рынок и требуют доработки.
Новые правила предполагают усиление регулирования маркетплейсов, что, по словам пресс-службы объединенной компании Wildberries&Russ (РВБ), несет риск замедления их развития. Действующее регулирование онлайн-площадок, по их оценке, уже выстроено достаточно сбалансированно и учитывает интересы продавцов, потребителей и самих площадок. Введение дополнительных мер может нарушить этот баланс и тормозить развитие электронной коммерции без явного эффекта для рынка.
В то же время маркетплейсы готовы поддержать отдельные инициативы, например разрешить владельцам ПВЗ обслуживать несколько компаний одновременно.
— Мы считаем, что дополнительные возможности увеличения доходов очень важны для владельцев пунктов выдачи заказов, поэтому в наших точках партнеры могут вести любой дополнительный бизнес и выдавать заказы других компаний, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Ozon.
В компании указали, что уже существуют пункты выдачи, совмещенные с кофейнями, химчистками и даже франшизами продовольственных сетей. Ozon подчеркнул, что стремится поддерживать приемлемый уровень сервиса для клиентов и открыт к дальнейшим обсуждениям темы мультибрендовых ПВЗ.
В Wildberries&Russ сообщили, что у партнеров маркетплейса нет запрета на совмещение бизнеса в ПВЗ. Важнейшим в этом подходе они считают соблюдение брендинга для навигации клиентов и четкие правила обслуживания.
— Открытие мультибрендовых ПВЗ действительно дает партнерам новый опыт предпринимательства, но также несет в себе определенные риски. К примеру, это может сказаться на количестве задач для сотрудников на пункте. Что в конечном счете не только усилит общую нагрузку на ПВЗ, но и ухудшит клиентский опыт по взаимодействию со всеми платформами. Также для такого подхода нет соразмерного количества подходящих площадей, — отметили в компании.
Стандартная модель сотрудничества с маркетплейсом по отдельному пункту выдачи, по их мнению, позволяет снизить операционные издержки, повысить производительность и увеличить узнаваемость точки, что способствует росту клиентского трафика и оборота.