11 человек приговорены за хищения в банке «Красные Ворота»


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Приговор по делу БНКВ: бывшие топы получили до 6,5 лет, организатор за границей

Бывшие руководители, сотрудники и клиенты «Банка на Красных Воротах» получили от 4 лет условно до 6,5 лет колонии за растрату и хищение средств финансовой организации. Такое решение в отношении одиннадцати обвиняемых 15 декабря принял Басманный райсуд столицы. Согласно материалам дела, они участвовали в выводе из банка 250 млн рублей под видом выдачи кредитов. Впрочем, на скамье подсудимых оказались не все основные фигуранты дела: как отмечают источники «Известий», организатором схемы следствие считает сооснователя БНКВ Александра Петрова. Сейчас он находится за границей. Как работала схема вывода средств из банка — в нашем материале.

Приговор по делу о хищении из банка

Басманный райсуд Москвы 15 декабря вынес обвинительный приговор одиннадцати фигурантам уголовного дела о хищении в «Банке на Красных Воротах» (БНКВ). Общий ущерб, нанесенный финансовому учреждению, оценивается в 250 млн рублей.

«В суде установлено, что с мая 2014 года по декабрь 2016 года участники организованной группы из числа сотрудников АКБ «Банк на Красных Воротах»... заключили от имени банка девять кредитных договоров, — сообщили в Генпрокуратуре после оглашения приговора. — При этом они вовлекли в указанную деятельность клиентов банка, организовав выдачу заведомо невозвратных кредитов».

Самый суровый срок получил председатель правления БНКВ Андрей Синицын — 6,5 лет лишения свободы и штраф 1 млн рублей. Его супруга, начальник управления кредитования Оксана Синицына приговорена к пяти годам колонии и штрафу в 800 тысяч.

Первый зампред, сын совладельца БНКВ Александра Петрова, Сергей Петров приговорен к шести годам колонии и миллионному штрафу. А его бывшая жена и клиент банка Ольга Петрова получила условный срок — четыре года. Ее также оштрафовали на 500 тыс. рублей.

Как сообщил источник «Известий» в правоохранительных органах, организатором схемы был совладелец банка Александр Петров: он выбирал лояльных ему лиц, оформлял на них кредиты наличными, а деньги забирал себе.

Центробанк в 2017 году направил заявление в правоохранительные органы с просьбой проверить законность выданных БНКВ кредитов. Регулятору отказывали 20 раз, и дело в отношении Петрова возбудили лишь в 2023 году. Сейчас Петров-старший объявлен в международный розыск.

Как рассказал источник «Известий», отец и сын Петровы, а также супруги Синицыны повлияли на выдачу девяти заведомо невозвратных кредитов нескольким сотрудникам и двум клиентам, хотя их финансовое положение заведомо не позволяло вернуть эти деньги. При этом, по словам источника, сотрудники БНКВ осознавали незаконность своих действий, но имели корыстный мотив.

Например, когда Синицын получил доверенность от Петрова-старшего на заключение сделок от имени БНКВ, тот пролоббировал назначение подчиненного на должность председателя правления. Далее Синицын выдал доверенность на Петрова-младшего, чтобы сын совладельца банка также мог распоряжаться имуществом организации. В результате банк выдавал заведомо невозвратные кредиты.

А Оксана Синицына организовывала формальные проверки технических заемщиков — подставных лиц, на которых оформлялись кредиты. Женщина должна была вести учет кредитов, выданных техническим заемщикам, и следить за своевременным гашением процентов по ним. Это было необходимо для сокрытия следов преступления и придания видимости законности выдачи кредитов.

Кто еще осужден по делу

Кроме того, суд приговорил к четырем годам колонии и штрафу в 500 тыс. руб. начальника кассового узла Валентину Якушкину. Аналогичное наказание получил клиент банка Андрей Чернявский, заместитель директора департамента инвестиционных проектов БНКВ Алексей Митрохин и системный администратор банка Василий Якунин.

По четыре года условно и штрафу в 500 тыс. руб. получили начальник управления информационно-технического обслуживания Андрей Лаповок, секретарь правления Марина Коротаева и эксперт сектора депозитарного учета банка Людмила Пузенкова.

Все фигуранты обязаны совместно покрыть ущерб в рамках гражданского иска — более 161 млн рублей. Их имущество остается под арестом.

Как рассказал источник «Известий», кассир Якушкина «манипулировала» кассой, чтобы досрочно гасить кредиты, в частности, так было с долгом Пузенковой.

По словам собеседника издания, Петров привлекал технических заемщиков вплоть до отзыва у банка лицензии — чтобы рос кредитный портфель банка, который и дает основную прибыль. Однако на деле подобные действия ухудшили финансовое положение организации. Всего ОПГ получила больше 556 млн рублей, но часть этой суммы они погасили, чтобы создать видимость законной деятельности.

Накануне отзыва лицензии технические заемщики перевели свои долги на Петрова-старшего: более 197 млн рублей основного долга и более 6,5 млн рублей процентов и иных платежей.

29 декабря 2016 года Банк России отозвал лицензию у БНКВ из-за «реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков». Регулятор выяснил, что организация «проводила высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы». Они не могли вовремя расплачиваться с кредиторами и находились под угрозой банкротства, потеряв 370 млн рублей клиентов. Через несколько месяцев банк признали банкротом.

Адвокат Пузенковой Сергей Логинов после оглашения решения суда рассказал «Известиям», что заемщик не должен нести ответственность за получение кредита.

— Это банк должен контролировать, можно ли выдавать кредит или нельзя. Банк можно наказывать за то, что он дал деньги. А тех людей, которые на основании разрешения кредитного комитета получили кредит, не за что судить, — сказала он.

Он также отметил, что конкретно его подзащитная вернула весь кредит с процентами.

Был ли умысел

Сумма в 250 млн не слишком значительна даже в рамках небольшого банка, обратил внимание адвокат Московской областной коллегии адвокатов Владимир Соболев.

— Исходя из складывающейся картины, не похоже, что у кого-то из руководителей был прямой умысел причинить вред банку. Могу предположить, что на протяжении с 2014 по 2016 год владелец предпринимал действия, пусть даже неправильные, для спасения своего банка, но они не увенчались успехом. Из-за этого ЦБ отозвал лицензию, — сказал Владимир Соболев.

Адвокат Екатерина Аличеева отметила, что сотрудникам банка законом не запрещено брать кредиты в финансовом учреждении, где они работают. Но при этом должны соблюдаться требования, предъявляемые ко всем заемщикам. Она также напомнила, что Александр Петров заключил договор о переводе долга физических лиц на себя. Таким образом он «частично обеспечивал их залогом личного имущества».

Так как Петров-старший долги БНКВ не вернул, банк в 2017 году обратился с заявлением в арбитражный суд о банкротстве своего совладельца.

— В настоящее время процедура банкротства Александра Петрова не завершена, долги не списаны, — рассказала Екатерина Аличеева.

Так, в реестр требований кредиторов сейчас включены требования «Банка на Красных Воротах» на общую сумму более чем в 276,4 млн рублей, из них только требования 52,9 млн обеспечены залогом имущества должника.

Лента

Все новости