Европейские страны продолжают попытки изменить план по Украине, не учитывая интересы России. Американский вариант мирного урегулирования станет главным предметом обсуждения на встрече в Берлине 15 декабря, куда уже прибыли Владимир Зеленский и американские представители Стив Уиткофф и Джаред Кушнер. Киев совместно с европейскими партнерами, по оценкам, может выставить Москве новые требования, которые, по мнению Совфеда РФ, только «запутают всю картину». При этом Россия продолжает настаивать на поиске долгосрочного решения конфликта. По информации СМИ, по инициативе Украины в текст мирного плана внесен пункт о вступлении страны в ЕС до 1 января 2027 года. Однако, как установили «Известия», внутри Евросоюза этот пункт может встретить сопротивление — члены сообщества полагают, что Украина не отвечает необходимым критериям.
Чего ждать от встречи в БерлинеНовый этап консультаций по украинскому кризису стартовал в Германии. В воскресенье, 14 декабря, в Берлин прибыли Владимир Зеленский, спецпосланник президента США Стив Уиткофф и Джаред Кушнер. В тот же день украинская делегация провела разговор с американскими представителями в присутствии канцлера ФРГ Фридриха Мерца.
Ожидается, что переговоры продолжатся 15 декабря с участием высокопоставленных представителей стран ЕС и НАТО. Основной темой станет предыдущий мирный план Трампа, который в начале декабря обсуждался в Москве на встрече Владимира Путина с Уиткоффом и Кушнером.
В России с недоверием смотрят на очередной раунд консультаций с участием ЕС и Украины, поскольку, по мнению ряда политиков, они, вероятно, предложат новые условия мирного урегулирования, заявил «Известиям» председатель комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин.
— Хотелось бы надеяться, что встреча в Берлине ускорит [мирный процесс]. Но если рассуждать со знанием дела и характера участников предстоящей встречи, то надежд мало, потому что недоговороспособность режима Зеленского хорошо известна. Наверняка всё будет посвящено тому, как окончательно запутать всю картину урегулирования, выставить какие-то новые условия. Мы хотим решение, которое было бы долгосрочным, конструктивным и обеспечило бы стабильность на многие десятилетия вперед. Пока этого от евротройки (Великобритания, Германия, Франция. — Ред.) и киевского режима ожидать, к сожалению, сложно, — сказал он.
Первый заместитель председателя комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров полагает, что на берлинской встрече Киев вместе с европейскими странами постараются сорвать тот мирный процесс, который продвигают США и Россия.
— У киевского режима единственный способ выживания — это продолжение боевых действий, потому что как только война кончится, само население Украины спросит со своих руководителей, до чего они довели страну. Поэтому я думаю, что они будут любой ценой тормозить и торпедировать мирный план, который американцы предлагают. Любой ценой попытаются закрепиться на тех территориях, которые они оккупировали, — подчеркнул он.
В Кремле уже заявили, что Москва может быть не удовлетворена изменённым вариантом мирного плана США.
— Москва пока не видела предложения Евросоюза и украинской стороны по мирному урегулированию, но их вклад в процесс урегулирования вряд ли будет конструктивным, — сказал помощник президента Юрий Ушаков.
Он отметил, что ранее Россия ясно изложила свою позицию по мирному плану США.
По мнению члена Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдана Безпалько, цель ЕС и Украины — сорвать любые переговоры о мире, при этом переложив ответственность за срыв на Российскую Федерацию.
— Встреча в Берлине никак не повлияет на мирные переговоры. Скорее всего скажут, мол мы достигли больших успехов и движемся к миру, но никакой конкретики не будет. Даже какие-то заявления, которые делал сам Зеленский, например, о возможности проведения выборов, пока не подкрепляются никакими конкретными политическими шагами, — заявил «Известиям» эксперт.
В то же время приезд Уиткоффа и Кушнера, ключевых американских переговорщиков по Украине, дал основания некоторым экспертам осторожно надеяться на то, что позиции сторон начали сближаться, отметил в беседе с «Известиями» представитель клуба «Валдай» Андрей Кортунов. В качестве подтверждения он привёл недавнее заявление Зеленского о готовности отказаться от вступления в НАТО в обмен на гарантии безопасности от США и Европы.
— Тем не менее, предполагать, что там всё будет решено и что эти договоренности будут автоматически поддержаны Москвой, было бы неправильно, — отметил эксперт.
Он также напомнил, что с середины августа, после саммита на Аляске, тактика ЕС и Киева связана с попытками не напрямую противостоять Трампу, а сдвинуть его позицию в сторону той, которую занимал Джо Байден.
— Мы видим, что после каждой успешной российско-американской встречи, сразу же происходит встреча американцев с европейцами, с украинской делегацией, и на этих встречах пытаются итоги российско-американского взаимодействия пересмотреть, что-то отменить, а что-то добавить в пользу Украины, — сказал Кортунов.
Таким образом, берлинская встреча может рассматриваться как одна из очередных ступеней на пути к окончательному урегулированию: с одной стороны, на ней будут обсуждаться конкретные положения мирного плана, с другой — эти положения предстоит согласовать с Москвой.
Перспективы мирных переговоров по УкраинеМирный план Дональда Трампа, который СМИ опубликовали в конце ноября, включал 28 пунктов. Этот документ стал главным предметом обсуждения на встречах представителей США с Москвой, Киевом и ЕС. При этом, судя по всему, отдельные его положения не устраивают ни одну из сторон. Так, после встречи с Уиткоффом 2 декабря Владимир Путин заявил, что Россия не согласилась с несколькими пунктами мирного плана, и потому поиск компромисса представляет сложную задачу.
Киев также выразил недовольство частью положений, поэтому украинский вариант плана был переработан и сокращен до 20 пунктов. По утверждению украинских СМИ, в нем прописаны обязательное вступление в ЕС до 1 января 2027 года, гарантии безопасности, отказ от присоединения к НАТО и проведение выборов не в течение 100 дней, а «как можно скорее».
Такой подход Украины, однако, может столкнуться с оппозицией внутри Евросоюза: не все страны готовы принять ее из-за несоответствия ряду требований, заявил «Известиям» глава комитета Украина – ЕС в Европарламенте Пекка Товери.
— Ускорение процесса [вступления в ЕС] было бы возможным, если бы прекратились боевые действия. Во время войны это невозможно. Но даже после прекращения огня эти сроки были бы очень сжатыми. Я не уверен, что Украина смогла бы выполнить все требования, — сказал он.
Ранее премьер-министр Венгрии Виктор Орбан указывал, что ЕС не сможет принять Украину из-за высокого уровня коррупции в стране. Очевидно, что ключевые пункты мирного плана будут ещё предметом переговоров у всех сторон, поскольку на данный момент единого мнения не видно.
Одним из наиболее спорных вопросов остаётся статус территорий, и в связи с этим Дональд Трамп сравнил мирный план по Украине со «сложной сделкой с недвижимостью».
Перспективы достижения мира во многом зависят от готовности Киева и Москвы проявить гибкость и пойти на взаимные уступки, о чем в публичных заявлениях говорится нечасто, считает Андрей Кортунов.
— Если, условно говоря, ВСУ находится на грани краха, тогда, конечно, это стимул для того, чтобы занять более гибкую позицию. А если ВСУ, наоборот, сейчас готовит какое-то контрнаступление (что, в общем, вряд ли, но исключить этого полностью нельзя), тогда, наверное, и переговорные позиции Киева будут несколько другими, — рассуждает эксперт.
По мнению Богдана Безпалько, дальнейшая динамика урегулирования будет больше зависеть от событий на поле боя, чем от дипломатических раундов. По его оценке, боевые действия могут продолжаться минимум до середины лета.
— Мы освобождаем 400-500 кв. км в месяц. То есть за полгода это будет 3 тыс. кв. км. В этом случае это уж будет силовой аргумент. Что касается дипломатии, она может идти параллельно, с паузами или, наоборот, с какими-то вспышками активности, — сказал он.
Тем не менее, по сравнению с ситуацией полугодовой давности, в переговорах всё же просматривается прогресс, отмечает Андрей Кортунов: сейчас обсуждаются более конкретные вопросы с детальной проработкой, чего ранее не наблюдалось, и это дает надежду на дипломатическое разрешение конфликта.