Оттоманский 'летающий стул': США требуют от Турции отказаться от С-400


Фото: РИА Новости/Сергей Мальгавко

F-35 или С-400: какое решение выберет Анкара?

Анкара может вновь вернуться в американскую программу истребителей F-35. Для этого Турции придется отказаться от российской зенитно-ракетной системы большой и средней дальности С-400. От руководства республики, привыкшего играть на два фронта, все настойчивее требуют определиться с выбором. Подробности — в материале «Известий».

Всё решено за тебя

«США ведут переговоры с Турцией по вопросу ее возможного возвращения в программу F-35 и наличия у нее российской зенитной ракетной системы С-400. В соответствии с американским законодательством, Турция должна отказаться от эксплуатации системы С-400 для восстановления своего участия в программе F-35», — сообщил американский посол в Турции и спецпредставитель президента США по Сирии Том Баррак.

По словам главы дипмиссии, позитивные отношения между президентами Трампом и Эрдоганом «создали новую атмосферу сотрудничества», в которой сейчас идут наиболее плодотворные за последние десять лет переговоры по этой теме.

«Мы надеемся, что в ближайшие месяцы эти переговоры приведут к прорывному решению, отвечающему интересам безопасности как Соединенных Штатов, так и Турции», — добавил дипломат.

Ранее в ОАЭ Баррак отметил, что на данный момент Турция не эксплуатирует купленные у России С-400, и, по его словам, республика намерена отказаться от этой техники. По оценке посла, эти вопросы могут быть разрешены в течение четырех-шести месяцев.

Сразу в СМИ обсуждали вариант демонтажа ЗРС и возможную передачу С-400 третьим странам. Позже турецкие издания со ссылкой на инcайды в военном ведомстве сообщили, что ни при каких условиях не рассматривают вариант передачи систем другим государствам.

Минобороны Турции не раз подчёркивало, что «никаких изменений в подходах к С-400 нет». В то же время агентство Bloomberg, ссылаясь на источники, сообщило, что Анкара готова пойти на создание «совместного военного механизма» с Вашингтоном для контроля за эксплуатацией С-400.

Образцовые партнеры

Турки долго называли отношения с Вашингтоном образцовым партнерством, хотя между странами регулярно возникали разногласия. Первый крупный кризис случился в 1974 году после начала турецкой военной операции на Кипре. В 2003 году Анкара отказалась поддержать США в иракской кампании. Затем Вашингтон критиковал турецкие власти за события многотысячных протестов летом 2013 года.

Наибольшим же потрясением стали события 2017 года, когда Турция приобрела у России четыре дивизиона ПВО С-400 за $2,5 млрд. Это вызвало недовольство в США: Турция — член НАТО, и в альянсе оружейные системы должны работать по единому — по сути американскому — стандарту.

США расценили покупку как удар по единству альянса и исключили Анкару из американской программы по созданию истребителя пятого поколения F-35. Турция, оплатившая первый транш истребителей, до сих пор их не получила. Кроме того, в отношении Анкары были применены санкции по закону CAATSA.

Анкара возлагала надежды на нормализацию отношений после визита президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Вашингтон в конце сентября. Несмотря на заявления турецких властей о «новой главе в отношениях с Вашингтоном», существенного прогресса тогда не произошло.

Более откровенно о переговорах в Белом доме высказался корреспондент NTV Haber Хусейн Гюнай. Агентство АР случайно зафиксировало его комментарий: «Эта встреча не принесла нам ничего конкретного. Мы получили, но только по шапке».

Турция пошла на компромисс, отменив дополнительные тарифы на ряд американских товаров, введенные в ответ на меры США: это коснулось автомобилей, фруктов, риса, табака, алкоголя, твердого топлива и химпродукции.

По итогам переговоров Эрдоган согласился на закупки американского СПГ на срок до 20 лет и на подписание соглашения о ядерно-техническом сотрудничестве. Конкретных результатов по снятию санкций CAATSA добиться не удалось — Трамп сослался на препятствия в конгрессе, который также заблокировал продажу двигателей для турецких истребителей KAAN.

Кроме того, Трамп заявил, что Анкара должна еще «кое-что сделать», чтобы получить уступки по F-35. Прямо он не уточнил, но эксперты считают, что речь идет об отказе от российских С-400. Также США хотели бы видеть большую лояльность Турции по ряду внешнеполитических вопросов.

В результате переговоров Анкара получила контракт между Turkish Airlines и Boeing: Турция согласилась приобрести 225 самолетов, из которых 150 — модели 737–8/10 MAX и 75 машин семейства Dreamliner (B787–9 и B787–10).

Нужно сделать выбор

Заведующий отделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Владимир Аватков в разговоре с «Известиями» отметил, что Анкара, «как у нее это часто бывает в последнее время, оказалась на распутье».

— По его мнению, вектор отношений Турции и США поменялся: если раньше, когда Анкара была ключевым союзником НАТО, она во многом разделяла американские подходы, то сейчас их «образцовое партнерство» выглядит напряженным и вынужденным.

Аватков подчеркнул, что на кону стоит не только двусторонняя дипломатия, но и будущее самой Турции. Под давлением Анкара пока не отказывается от С-400, но и стремится не сокращать сотрудничество с Соединенными Штатами.

— Американцам, по мнению эксперта, нужно либо полностью подчинить Турцию, либо превратить ее в часть «дуги нестабильности». В качестве самостоятельного и сильного игрока Анкара Вашингтону не нужна. Тем не менее США готовы мириться с Турцией, если она частично выполняет возложенные на нее задачи, в том числе по сдерживанию позиций РФ на постсоветском пространстве и на юге — в Южном Кавказе и Центральной Азии.

Научный сотрудник того же отдела ИНИОН РАН Алина Сбитнева в беседе с «Известиями» отметила, что подобные сообщения появляются регулярно, но до сих пор не приводили к реальным изменениям.

— По ее словам, формально запретить Турции использовать С-400 невозможно из-за заключенных контрактов, и членство в НАТО формальных препятствий по этому поводу не создает. Кроме того, Турция не единственная страна альянса, эксплуатирующая российскую военную технику.

Она привела в пример Грецию.

— По мнению эксперта, США давно пытаются дистанцировать Турцию от России разными методами, и подобная риторика — типичный пример. Главное же — как поступит сама Анкара. В целом Турция сохраняет политику «двух стульев», в том числе в военно-техническом сотрудничестве с разными государствами, — подчеркнула аналитик.

Сбитнева считает, что сам факт ведения таких переговоров с американцами уже многое означает.

— Однако следует помнить, что ранее позиция Турции была максимально определенной: официальные лица не раз заявляли, что не откажутся от российских С-400, которые, по их словам, не являются альтернативой западным системам, — сообщила аналитик.

Сбитнева допускает, что если позиция Анкары изменилась, на это могли быть определенные причины. Она не исключает, что за достигнутыми договоренностями может стоять нечто большее: Турция давно живет без американских F-35 и разрабатывает собственный истребитель пятого поколения.

— Иными словами, для Турции возвращение F-35 не является жизненно необходимым. Это предположение, но если Анкара согласится на такие условия, это может означать, что ей предложили какие-то преференции. Кроме поставок F-35, американцы тоже, вероятно, в чем-то пошли на уступки, — сообщила тюрколог.

Политолог добавила, что политика компромиссов и балансирования интересов нетипичны для США. По ее мнению, для России ситуация станет еще одной проверкой Турции на устойчивость, поскольку Анкара должна осознавать последствия своих шагов.

— Особый интерес вызывает тема вывоза систем в третьи страны. ЕС уже предлагал передать систему Украине. Если американцы продвинут такой сценарий, и если Турция поддастся провокациям, Москва сделает соответствующие выводы. Ведь пока, кроме обещаний, от Запада Турция мало что получила, тогда как РФ полностью выполнила свои обязательства по поставкам систем, — подчеркнула эксперт.

Лента

Все новости