МОК ускоряет возвращение России в международный спорт


Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Россия возвращается в мировой спорт — флаги и гимны снова на старте

В четверг Олимпийский саммит рекомендовал допустить российских и белорусских спортсменов-юниоров и паралимпийцев на международные соревнования. После этого еще две спортивных федерации объявили о принятых решениях. В ряде случаев речь уже идет о возвращении «без ограничений», то есть с флагом и гимном. До того, чтобы сделать аналогичные шаги в отношении профессиональных атлетов, остался лишь один этап. То, как меняющаяся политическая конъюнктура влияет на эволюцию «спорта без политики», рассматривается в материале «Известий».

Хорошие новости

11 декабря Олимпийский саммит «признал важность политического нейтралитета для олимпийского движения» и поддержал решение исполкома МОК, согласно которому «молодые спортсмены с российским или белорусским паспортом больше не должны быть ограничены в доступе к международным молодежным соревнованиям как в индивидуальных, так и в командных видах спорта». В отчете по итогам саммита указано, что это решение «рекомендуется к принятию всеми международными федерациями и организаторами спортивных мероприятий для их собственных молодежных мероприятий».

Практически сразу положительно отреагировали FIDE (Международная федерация шахмат) и FIS (Международная федерация лыжных видов спорта), приняв соответствующие решения. Тем временем Международный союз биатлонистов (IBU) сообщил, что изучит рекомендации исполкома МОК. В итоге у российских спортсменов может появиться еще больше оснований рассчитывать на благоприятные перемены.

Спорт — это война

Начиная с 2014-го года, событий на Украине и Олимпиады в Сочи, поведение международных спортивных руководителей строго следовало международной политической повестке. Подход, выбранный МОК и международными федерациями, оказался далеко не простым.

Политические ветры дули с разных сторон, но в одном направлении — с Запада на Восток, формируя решения МОК и большинства федераций в соответствии с развитием противостояния двух концептуальных взглядов на мировое устройство. Точно так же, как «коллективный Запад» после украинских событий начал наступление на Россию в сфере геополитики и экономики, ключевые органы спортивной власти стали постепенно сокращать роль России в мировом спорте.

В обоих направлениях это реализовывалось главным образом через формирование нужного информационного фона. Методы, применявшиеся против российских атлетов, были схожи с теми, что использовали Европейский союз и тогдашняя администрация Белого дома в политике: санкции, рестрикции и прямые запреты, сопровождаемые масштабной медиакампанией по дискредитации и последующей «отмене».

Как и в политике, международные спортивные инстанции не стремились к доказательствам вины и в публичных оценках опирались на «независимые расследования» и мнения «экспертов». В поле зрения вывели беглого предателя Григория Родченкова, подключили ряд журналистов, таких как Хайо Зеппельт, и использовали внутренние российские информационные ресурсы, поддержавшие обвинения МОК.

Одновременно в Европе «отстранили» лояльных России спортивных чиновников, заменив их менеджерами, ориентированными на корпоративные интересы и повторяющими риторики о «чистоте спорта». В результате почти все спортивные федерации «взяли под козырек» и по разным предлогам исключили Россию из международных соревнований.

В свою очередь, Томас Бах, тогдашний глава Международного олимпийского комитета, в нарушение как спортивного законодательства, так и этики, фактически прикрывал развернутую кампанию против России, одновременно рассуждая о стремлении МОК к чистоте и нейтральности мирового спорта. При этом Бах часто высказывался от имени всего мирового спортивного сообщества.

Спорт — это бизнес

Большинство не самых крупных федераций, чья деятельность по финансовым причинам связана с олимпийским движением, были вынуждены податься давлению и, вопреки собственным уставам и логике, начали исключать Россию и Белоруссию. Даже мощные организации — ФИФА и УЕФА (футбол), АТР и WTA (теннис) — приняли пусть и частичные, но антироссийские меры, а только отдельные лиги США, понимая возможные материальные потери от исключения таких игроков как «Овечкин и Co», не подчинились давлению.

Причины такого поведения описывались многократно и сегодня очевидны: полная коррумпированность и зависимость частной структуры — МОК — от международных спонсоров и больших телекомпаний из США. При этом юридический статус организации остается до сих пор не вполне ясным. В МОК входит чуть более 100 членов, избираемых внутри организации, и, следовательно, они не представляют интересы своих стран.

С другой стороны, Всемирное антидопинговое агентство (WADA), провозглашаемое «независимым» и «кристально честным», на 50% финансируется за счет средств того же МОК.

Как колеблется «непоколебимость»

Таким образом, все допинговые скандалы вокруг России по сути имели одних и тех же инициаторов. Кстати, главные фигуранты спортивно-информационной кампании Григорий Родченков и Хайо Зеппельт сейчас исчезли из информационного поля. Первый перестал быть интересен публике, второй в конце концов признал факты клеветы в своих «расследованиях».

Недавние резкие изменения в риторике о «непоколебимой приверженности чистоте спорта» стали следствием ряда ключевых факторов, не напрямую связанных со спортом: военные успехи России в ходе СВО, усиливающийся экономический кризис Евросоюза (влияющий в том числе на спортивную индустрию), рост экономического и политического веса стран Глобального Юга (что влияет на существование отдельных федераций) и, конечно, смена политических сил в США.

Естественно, МОК не мог не отреагировать на «встречный ветер». Организацию возглавила Кирсти Ковентри, которая, постепенно следуя за сменой риторики в мировой политике, стала менять ключевые нарративы в спорте: «отсутствие России противоречит тезисам об аполитичности спорта и наносит ущерб системе соревнований».

За Ковентри федерации стали подтягиваться медленно и неохотно. Но поскольку к концу года политические события ускорились, то и темпы возвращения России в спорт возросли. Более смелые и относительно независимые федерации первыми начали возвращать Россию и Белоруссию — кто-то сразу с флагом и гимном (например, дзюдо и паралимпийцы), кто-то в нейтральном статусе (как лыжи, плавание, шахматы, спортивная гимнастика).

Однако остаются организации, которые до сих пор не начали этот процесс из-за беспринципной, иногда неграмотной, а порой откровенно трусливой или ангажированной позиции своих лидеров, как в случае с Люком Тардиффом в хоккее или Себастьяном Коу в легкой атлетике.

Тем не менее смена ветра налицо. На повестке дня стоят два вопроса: с какой скоростью Россия вернется в мировой спорт и насколько жесткими будут судебные иски о возмещении ущерба, нанесенного нашей стране за прошедшие годы. Вероятно, в ближайшее время мы увидим множество новостей о возвращении страны в международные соревнования, жаль только, что чемпионат мира по футболу и крупные хоккейные турниры 2026 года нам уже придется пропустить.

Лента

Все новости