Германия готова платить больше за газ и после окончания СВО


Фото: РИА Новости/Павел Львов

Отказ от российского газа: почему Германия теряет промышленность

Германия прилагает все усилия для отказа Евросоюза от российского газа с 2027 года, заявили «Известиям» в посольстве ФРГ в Москве. И, судя по всему, Берлин не будет возобновлять закупки топлива из РФ даже в случае урегулирования украинского конфликта. При этом отказ от дешевых энергоресурсов из России уже ударил по конкурентоспособности немецкой экономики, несколько лет Германия находится в состоянии рецессии. Немецкий бизнес такие решения властей не поддерживает, да и в парламенте надеются на смену риторики, сообщили в бундестаге. Как отказ от российского газа ударил по предприятиям ФРГ, какие страны на этом заработали и кто готов прийти на смену российским энергетическим компаниям — в материале «Известий».

Как отказ от российских энергоносителей сказался на Германии

В начале декабря страны ЕС договорились до конца 2027 года полностью отказаться от использования российского газа. Так, импорт СПГ должен быть прекращен до конца 2026-го, а трубопроводного — к концу сентября 2027-го. Особые усилия для осуществления этой задачи прилагает Германия.

— В рамках европейской программы REPowerEU предусмотрено прекращение импорта российских ископаемых энергоносителей во все страны ЕС не позднее конца 2027 года. Правительство Германии прилагает усилия по полномасштабной имплементации этой программы. Сама Германия уже давно не осуществляет прямого импорта природного газа, нефти или угля из Российской Федерации, — сообщили «Известиям» в посольстве Германии в РФ.

До начала СВО Германия была одним из главных потребителей российского газа, на РФ приходилось более половины всего импорта. Постепенное сокращение зависимости от российских энергоносителей серьезно ударило по промышленности европейского государства.

Еще в начале 2025-го газета Neue Zürcher Zeitung писала, что в особо затруднительной ситуации оказались секторы по производству бумаги, стекла, цемента, стали и алюминия. Предприятия, на которых работает около 15% немецких промышленных рабочих, так и не смогли восстановить объемы производства после спада в марте 2022 года.

Всё это добавляется к и без того сложным экономическим реалиям в Германии: «Ситуация с мая стала еще сложнее. Мы находимся в международной ситуации, когда, например, решения правительства США о пошлинах усложнили экономическую ситуацию в Европе. Мы видим, как правительство Китая избыточными мощностями и экспортным контролем усложняет работу нашей экономики», — заявил в начале декабря вице-канцлер, министр финансов страны Ларс Клингбайль.

Три года подряд Берлину угрожает рецессия, в этом году Германский промышленный союз (BDI) ожидает спад производства на 2%. По словам главы BDI Петера Ляйбингера, в одном только III квартале 2026-го объемы производства упали на 0,9% по сравнению с предыдущим кварталом и на 1,2% в годовом выражении.

— Как мы можем видеть по состоянию немецкой экономики, переход от использования российского газа к другим видам энергоносителей нельзя считать успешно состоявшимся. Германия так и не могла найти альтернативу энергоносителям РФ с той же привлекательной ценой, доступностью и надежностью подставок, как это было в рамках российско-германского энергетического сотрудничества. Это не удалось сделать ни за счет диверсификации поставщиков, ни за счет обращения к возобновляемым источникам энергии, — объясняет германист Артем Соколов.

Эксперт утверждает, что сейчас Германия в основном перешла на СПГ из Катара, США и Нидерландов, но эти страны не могут в полной мере обеспечить Берлин ресурсами по той стоимости, по которой их могла предложить Россия. В бундестаге при этом в то, что Германия откажется от российских энергоносителей раз и на всегда, всё же не верят.

— Сейчас складывается впечатление, что федеральное правительство больше никогда не захочет закупать газ и нефть из России даже после окончания конфликта. Однако я не могу себе представить, что Германия в долгосрочной перспективе сможет обойтись без российского газа. Мы переживаем перестройку мирового порядка, и ФРГ вместе с Европой со своей интервенционистской санкционной политикой оказываются в изоляции. Поэтому есть надежда, что и Германия вновь придет к прагматичному и реалистичному сотрудничеству с Россией, чтобы снова обеспечить немецкую индустрию доступной энергией, — говорит «Известиям» депутат Штефан Котре.

По его словам, в Германии много менеджеров, которые с удовольствием снова вели бы дела с Россией, но не решаются в том числе из-за страха американских санкций: «Каждый, кто когда-либо вел бизнес с Россией, знает, насколько выгоден он для обеих сторон», — говорит Котре.

Позиции стран ЕС по поводу отказа от российских энергоносителей

В отличие от антироссийских санкций, которые целыми пакетами на протяжении последних лет принимали страны ЕС, новый регламент о полном отказе от газа из РФ до конца 2027 года имеет статус закона, и в этом случае надеяться на послабления, как в ситуации с санкциями, не придется.

REPowerEU, который предполагает определенные механизмы контроля за тем, соблюдают ли члены ЕС эмбарго на российские энергоносители, не нуждается в одобрении со стороны всех стран — членов союза, поэтому принять норму в начале декабря удалось вопреки несогласию некоторых государств.

В частности, против отказа от российских энергоресурсов выступают Венгрия и Словакия. Ранее оба государства заявили, что будут оспаривать в суде условия REPowerEU.

«Мы вместе со словаками решили подать совместный иск в суд ЕС с просьбой об аннулировании этой меры, одновременно мы будем просить отложить вступление меры в силу на время судебного разбирательства. Сейчас я не хочу вдаваться в подробности, можем ли мы надеяться, что суд ЕС вынесет справедливое или надлежащее решение по нашему иску. Я уверен, что нет, но мы обязательно предпримем этот шаг», — сообщил венгерский министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Петер Сийярто.

Он также ранее обвинил страны ЕС в лицемерии, поскольку те якобы втайне покупают российские ресурсы и критикуют при этом Будапешт, который эти закупки осуществляет публично. В свою очередь премьер-министр Словакии Роберт Фицо утверждает, что его страна никогда не была согласна с остановкой поставок газа из РФ.

В выигрышной ситуации на этом фоне оказываются поставщики сжиженного природного газа в Европу. В их число, в частности, входят Соединенные Штаты и Канада.

— США, которые спровоцировали войну на Украине, сейчас ее главные бенефициары. Германия и Европа позволяют вырвать у себя козыри из рук. Поскольку они не действуют суверенно, США могут вклиниваться в сделки Германии и незаслуженно на них зарабатывать. Немецкая и европейская политика в настоящий момент характеризуется глупостью, раболепием и одновременно заносчивостью по отношению к незападным государствам, — говорит Штефан Котре.

Издание Reuters утверждает, что этой зимой ЕС будет нуждаться в 160 дополнительных партиях СПГ из-за сокращения имеющихся запасов и снижения поставок по трубопроводам из России и Алжира. По прогнозам агентства, в 2025-м СПГ составит 48% от всего газового импорта. Учитывая планы запретить закупки российского газа, доля американского СПГ на европейском рынке к 2026–2029 годам достигнет 70%.

Готовится включиться в дело и Канада. Власти уже работают над расширением инфраструктуры, которая поможет увеличить поставки энергоносителей и важных минеральных ресурсов в Европу, заявил во время своего августовского визита в Германию премьер-министр страны Марк Карни.

Принимать СПГ в увеличенных масштабах готовится Польша. Страна надеется создать новую инфраструктуру для того, чтобы превратиться в региональный транспортный узел. Решение о строительстве еще одного плавучего терминала по импорту СПГ в Балтийском море будет принято в начале 2026-го. В Польше уже есть терминал вместимостью 8,3 млрд куб. м, к 2028-му будет готов еще один вместимостью 6,1 млрд куб. м.

В экспертном сообществе однако отмечают, что новые контракты в большинстве своем не заключаются на долгий срок, это не дает защиты от роста цен на энергоресурсы. К тому же издержки на строительство СПГ-инфраструктуры также негативно скажутся на экономическом состоянии стран ЕС.

Лента

Все новости