11 декабря официальный представитель МИД России Мария Захарова в ответ на вопрос «Известий» заявила, что Токио не осуществляло коренных перемен своей позиции по поводу использования замороженных российских активов.
«Из комментариев официального Токио относительно состоявшегося 8 декабря он-лайн заседания «Группы семи» (G7) не следует, что Япония кардинально изменила позицию по вопросу как они там говорят «незаконно замороженных», но мы используем другие определения — украденных активов», — заявила дипломат на брифинге.
Кроме того, японская сторона в статусе участника «семерки» поддержала совместное заявление, где указывается возможность полного использования заблокированных российских авуаров для поддержки киевского режима.
«Мы неоднократно предупреждали всех, и в частности японскую сторону, что ее вовлечение в нелегитимный эксперимент с суверенными активами РФ будут рассматриваться нами как соучастие в воровстве и преступлениях киевского режима. Такие действия неизбежно повлекут жесткие практические контрмеры, в том числе асимметричные», — уточнила Захарова.
Захарова подчеркнула, что реакция Токио вновь служит наглядным подтверждением того, что инициатива Евросоюза по присвоению российских суверенных резервов является полностью незаконной и нелегитимной. Она также отметила, что часть стран-членов ЕС оказывает сопротивление таким противоправным подходам, поскольку осознает, что речь идет о совершении реального преступления.
«Те, кто подобное задумал, не считаются ни с чьими интересами — ни с интересами собственных граждан, ни с последствиями для региона, для Западной Европы и для мира в целом. А главное, они не считаются с экономикой стран Евросоюза и с потенциальными рисками для глобальной финансовой системы. Это просто такой заказ, который они как терминаторы выполняют, разрушая все на своем пути. Кто за это будет расплачиваться, как это всё будет реализовываться с точки зрения ответственности, — это их не волнует», — подытожила официальный представитель МИД.
Официальный представитель МИД напомнила, что любые махинации с российскими резервами не останутся без жесткого ответа, а инициаторы противоправных действий понесут ответственность за все негативные последствия для мировой экономики.
Ранее, 3 октября, сообщалось, что страны ЕС могут потерять $266 млрд в России в случае конфискации замороженных российских активов в пользу Украины. Эти потери связаны с мерами взаимного замораживания: странам ЕС пришлось бы вложить в российскую экономику $238 млрд, Швейцарии — $27,5 млрд, Норвегии — $43 млн.
В тот же день появилось сообщение, что страны «Большой семерки», согласно данным украинского минфина и Еврокомиссии, направили в 2025 году Украине $25,5 млрд в рамках схемы кредитования за счет доходов от замороженных российских активов.
Президент России Владимир Путин 26 июня на заседании Высшего Евразийского совета указал, что заявления стран Запада о намерении присвоить российские золотовалютные активы являются не просто попыткой кражи, а открытым намерением совершить грабеж.