Бойцы танковых подразделений российской армии начали изучать боевое применение наземных дронов — для этого создан специальный комплекс упражнений, а на полигонах проложены отдельные трассы, сообщили «Известиям» источники в Минобороны РФ. Новые роботизированные машины вооружены пулеметами РПК и автоматическими гранатометами АГС-17 «Пламя». Эксперты указывают, что их использование повысит результативность штурмовых операций и позволит реже подвергать военнослужащих опасности.
Робот с «Пламенем»На полигонах в тыловой зоне СВО личный состав танковых подразделений ВС РФ начали обучать управлению и боевому применению новых наземных роботизированных комплексов. Солдаты осваивают вождение, техническое обслуживание и практическое применение этих многофункциональных систем. Созданы специализированные трассы, где отрабатывается преодоление искусственных и природных преград. Разработан набор упражнений, который дает возможность полностью освоить новую технику, заявили собеседники «Известий» в Минобороны России.
Также устраивают тренировочные стрельбы из того стрелкового вооружения, которым оснащены дроны. В зависимости от конфигурации это могут быть 7,62-мм ручные пулеметы РПК или автоматические гранатометы АГС-17 «Пламя», отметили собеседники издания.
Для танковых войск и соединений за рубежом сейчас разрабатываются концепции применения боевой техники по принципу «ведущий–ведомый», рассказал «Известиям» военный эксперт Юрий Лямин.
— Будущее танковых войск многим видится во взаимодействии обитаемых боевых машин с различными роботизированными платформами, — объяснил он. — Пока наземные дроны достаточно простые и легкие, но это только начало пути их развития. Уже ясно, что они могут оказывать различную поддержку танкам и, безусловно, это направление надо развивать. Основная и самая очевидная функция, которую могли бы выполнять такие роботы на поле боя, — огневая поддержка танков. Пулеметы и гранатометы могут эффективно бороться с пехотой, небронированной техникой, подавлять огнем противника.
В российской армии уже применяются боевые машины поддержки танков «Терминатор» — у них высокая степень бронирования и значительная огневая мощь, сообщил «Известиям» военный эксперт Вадим Козюлин.
— Танки гораздо дороже и, как показали бои в ходе СВО, более уязвимы, чем небольшие наземные дроны, которые труднее обнаружить с воздуха и поразить, — отметил эксперт. — Недорогие роботизированные системы хорошо подойдут для борьбы с легкой пехотой, в том числе на мотоциклах или даже скутерах, которая сейчас действует с обоих сторон в зоне СВО. Со своей главной задачей — поддерживать танки — такие дроны справляются прекрасно.
Кроме того, танковым соединениям могли бы пригодиться инженерные роботизированные системы для разминирования и очистки местности, отметил Юрий Лямин. Они могли бы продвигаться впереди бронемашин при атаках, устраняя минные поля и иные заграждения. Также такие машины могли бы устанавливать мины, блокируя опасные направления, отметил эксперт.
— Такие машины повысят автономность танковых подразделений — им не надо будет просить придать инженерные силы для ведения боевых действий, — уточнил он.
Относительно небольшие дроны способны нести на себе переносные мосты, которые можно было бы перебрасывать через танковые рвы и другие препятствия.
Главной угрозой для бронетехники на современном поле боя являются БПЛА. Наземные роботизированные комплексы могли бы помочь в их противодействии в роли носителей средств радиоэлектронной борьбы.
Сопровождающие танки наземные дроны также могут разворачивать аэрозольные заслоны — эти меры уже показали свою эффективность в борьбе с БПЛА.
— Дымы скрывают наземные системы из вида, не позволяя их обнаружить или нанести точный удар, — отметил Юрий Лямин. — Боевые действия показали, что такой метод защиты работает, значит, его надо развивать.
Лучше потерять дрон, чем танкЭксперты считают, что тандем танк–дрон следует усиливать малыми тактическими БПЛА.
— Танки уже сейчас на передовой без них практически не применяются — для тяжелых бронированных машин они и разведчики, и корректировщики огня, — заметил Вадим Козюлин. — В дальнейшем наземные боевые машины могут сопровождать целые рои воздушных беспилотников различного назначения — зенитные, разведывательные или ударные.
Наземные дроны также пригодны в роли снабженцев: они подвозят боеприпасы и другие полезные грузы ближе к передовой или прямо на линию боевого соприкосновения, в том числе для танковых экипажей.
Тактика применения роботизированных систем будет корректироваться и дорабатываться, уверены эксперты.
— Только боевое применение определит для каких задач и как они будут применяться, — отметил Юрий Лямин. — Но уже сейчас ясно, что совместные действия танков и дронов повысят эффективность штурмовых действий и позволят лишний раз не подвергать опасности военнослужащих. Лучше потерять робота, чем танк и уж, тем более, чем боевую машину с экипажем.
Роботы помогут артиллеристамНаземные роботизированные системы уже начали подвозить снаряды артиллерийским расчетам. «Известия» ранее сообщали, что их используют для доставки боеприпасов к самоходным артиллерийским установкам (САУ). Дроны смонтированы на гусеничном шасси — это обеспечивает работу техники при любой погоде и в условиях бездорожья.
Системы управляются по радиоканалу по принципу FPV-дронов. По видеокартинке с камеры операторы видят маневры машины в реальном времени и дистанционно руководят её работой с помощью пульта.
Новые машины подвозят на позиции не только артиллерийские снаряды, но и другие грузы для батарей САУ — воду, еду, боекомплект для стрелкового оружия.
На фронте боевые наземные системы нередко используются и как камикадзе, начиненные взрывчаткой: они пробираются к блиндажам и укрепленным огневым точкам противника и уничтожают их подрывом.