Люблинский райсуд Москвы 9 декабря провел первое заседание по делу о массовом заражении ботулизмом — в июне 2024 года два человека умерли, а еще 350 пострадали, купив салат с фасолью в сервисах «Кухня на районе» и «Самокат». На скамье подсудимых четыре фигуранта — руководитель ООО «Савон-К» Владимир Шин, чья компания поставляла фасоль для салатов, разнорабочий Карим Норматов, который нарушил технологии при ее приготовлении, а также представители «Кухни на районе» Антон Лозин и Елена Машкова. Планировалось, что в ходе заседания будет зачитано обвинительное заключение, однако суд ограничился продлением меры пресечения обвиняемым. Как прошло первое заседание по этому делу и какое наказание грозит фигурантам, — в материале «Известий».
Как прошло первое заседаниеВ Люблинском райсуде Москвы 9 декабря состоялось первое заседание по делу о массовом заражении ботулизмом 352 человек, в результате которого умерли двое пострадавших. Все они заказывали салат с фасолью «Лобио» от сервиса доставки готовой еды «Кухня на районе». Изначально предполагалось, что во время заседания зачитают обвинительное заключение, однако судья ограничился лишь продлением меры пресечения обвиняемым.
На скамье подсудимых оказались гендиректор ООО «Локалкитчен» )владеет сервисом «Кухня на районе») Антон Лозин, руководитель отдела качества Елена Машкова, руководитель компании-производителя фасоли «Савон-К» Владимиром Шин и разнорабочий Карим Норматов. Трем первым фигурантам продлили домашний арест, а Норматов остался под стражей.
Как установило следствие, разнорабочий компании «Савон-К» нарушил технологию приготовления фасоли, что повлекло формирование в ней ядовитого вещества — ботулотоксина. Кроме того, само производство не отвечало требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, Роспотребнадзор установил, что на предприятии отсутствовало централизованное водоснабжение, а привозная вода, которую использовали при изготовлении продукции, хранилась на улице.
«Санитарно-техническое состояние помещений цеха и оборудования неудовлетворительное, производственный контроль сырья и выпускаемой продукции не проводился, у работников отсутствовали личные медицинские книжки», — сообщали в надзорном ведомстве.
Там же отметили, что процесс приготовления фасоли на предприятии был организован с нарушением всех требований: «Предприятием самостоятельно установлены сроки хранения нестерильного продукта в вакуумной упаковке до двух месяцев при температурном режиме от +2 до +25 °C, что в итоге привело к массированному накоплению ботулотоксина в готовой продукции».
Компания «Локалкитчен» приобрела зараженные блюда и, решив сэкономить, пренебрегла проведением микробиологических исследований, сообщали в Генпрокуратуре. Она изготовила из фасоли салат «Лобио» и продавала его через сервисы «Кухня на районе» и «Самокат».
После проверки Роспотребнадзора деятельность «Кухни на районе» приостановили, производство прекратили.
Фигурантов дела обвинили в производстве и реализации пищевой продукции, не отвечающей требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух лиц. Также Владимиру Шину вменили незаконную постановку на учет иностранных граждан. Как сообщала Генпрокуратура, он прописал 31 сотрудника по адресу своей матери.
Как отравились ботулотоксиномЧП случилось в июне 2024 года. Два человека умерли, 298 были госпитализированы в тяжелом состоянии, еще 52 человека избежали серьезных последствий благодаря своевременной медицинской помощи. За жизни тех, кто съел опасный салат, боролись врачи сразу нескольких регионов — Москвы, Нижнего Новгорода и Казани.
— У моей жены начал неметь рот, речь начала пропадать, ей стало тяжело дышать, — рассказал муж одной из пострадавших Артур Горячев.
Даже минимальные дозы ботулотоксина вызывают сильное отравление. Среди первых симптомов — рвота, появление «сетки» перед глазами, затруднение дыхания и слабость мышц, рассказал врач-инфекционист АО «Медицина» Владимир Неронов.
— Токсин может появится в продукте при несоблюдении правил заготовки. При этом отравление возникает в результате воздействия токсина, а не самой инфекции, поэтому заражения человека от больного не наступает, — отметил специалист.
Первые иски пострадавших от ботулизма о компенсации морального вреда «в связи с причинением вреда жизни и здоровью» поступили в 2024 году в Дорогомиловский райсуд Москвы, следует из данных картотеки столичных судов. В них пострадавшие требовали от сервисов «Самокат» и «Кухня на района» компенсации до 2 млн руб на человека. Общая сумма исков превысила 70 млн рублей, при этом часть ущерба компания «Локалкитчен» уже выплатила, сообщили в Генпрокуратуре.
Так, трое пострадавших уже заключили мировое соглашения с «Самокатом» и «Кухней на районе», рассказал «Известиям» руководитель команды юристов Destra Legal Кирилл Сапрыгин. Требования пострадавших удовлетворены в полном объеме на досудебном этапе — деньги им уже выплатили.
— Размер запрашиваемой компенсации и убытков, как правило, зависит от тяжести причиненного вреда. Так, например, в одном из случаев ущерб был оценен почти в 1,5 млн рублей, — отметил он.
В ряде случаев по результатам переговоров юристам удалось увеличить суммы компенсации. Так, одной из пострадавших изначально предложили лишь 150 тыс. рублей, но в итоге сумму увеличили вдвое.
По словам Кирилла Сапрыгина, на сегодняшний день в производстве находится лишь одно дело, договоренностей по которому не достигнуто.
— Пострадавшему предложили сумму, несоразмерную причиненному вреду, — пояснил юрист. — Мы подали иск в суд, но получили отказ: суд никак не учет обстоятельства дела. У данного пострадавшего особая форма заболевания, которое усугубилось отравлением. Недавно подали апелляционную жалобу.
23 сентября 2025 суд отказал в удовлетворении иска о компенсации морального вреда москвичке Нелли Матвеевой. По ее словам, она переболела ботулизмом после употребления продукции, купленной через «Самокат». Тогда представители ООО «Умный ритейл» (владелец сервиса «Самокат») на протяжении всего процесса выражали готовность заключить мировое соглашение, однако предложенная сумма компенсации женщину не устроила.
«Самокат» — это сервис доставки, который не несет ответственности за нарушение санитарно-гигиенических норм во время приготовления еды, которую поставлял ресторан, пояснил адвокат, партнер юридического бюро Legal Advisor Олег Ким.
— Впрочем, полностью избежать ответственности не получится, так как в отношении «Самоката» были поданы иски о взыскании морального вреда со стороны потерпевших, — считает адвокат.
Какое наказание грозит фигурантамВ рамках рассмотрения уголовного дела пострадавшие также могут заявить гражданские иски к подсудимым, рассказал «Известиям» адвокат, сооснователь АБ «След» Александра Харина.
— Решения по гражданским искам будут приняты одновременно с вынесением приговора, — отметила она.
Итоговый размер компенсаций пострадавшим суд определит после рассмотрения уголовного дела, так как не все согласились с суммами, предложенными им в досудебном порядке. Сумма выплат будет зависеть от тяжести последствий, пояснили юристы.
Статья, которую инкриминируют четырем фигурантам, предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы, рассказал адвокат Олег Ким.
Поставщик фасоли Владимир Шин находится в наиболее уязвимой позиции, считает адвокат по уголовным делам, партнер Московской коллегии адвокатов «Вектор Прайм» Альберт Халеян.
— Он не только руководитель компании-производителя небезопасной продукции, но и организатор процесса, на котором были нарушены все технологические и санитарные нормы, — сказал эксперт «Известиям».
Антон Лозин и Елена Машкова, как руководители, приняли решение сэкономить на необходимых проверках, что привело к попаданию опасного продукта в пищу, считает адвокат.
— Их наказание будет зависеть от того, как суд оценит эту неосторожность, — заметил Альберт Халеян. — Разнорабочий Норматов скорее всего будет рассматриваться как непосредственный исполнитель, действовавший по указанию руководства и без должной подготовки.
Эксперт подчеркнул, что это может быть смягчающим обстоятельством, но не снимает ответственности за грубейшие нарушения при производстве.
Несмотря на то, что деятельность общепитов регулируется в России достаточно строго, исполнение этих норм не всегда удовлетворительно — сфера «достаточно коррумпирована и многие надзорные инстанции закрывают глаза на нарушения», считает Олег Ким.