На Украине завершается многомесячная процедура согласования бюджета на 2026 год. В окончательной редакции проекта расходы почти в два раза превышают ожидаемые доходы, а недостающие суммы планируется покрыть за счет помощи западных партнеров. Однако последние пока не дают твердых гарантий и продолжают путано обсуждать разморозку российских активов. Подробности — в материале «Известий».
Сигнал устойчивостиРабота над украинским бюджетом проходила на фоне беспрецедентного коррупционного скандала. В ноябре следственные мероприятия НАБУ и САП включали серию обысков и привели к раскрытию, по их версии, «высокоуровневой преступной группы», которая получала «откаты» в оборонной и энергетической сферах. Суммарные убытки, по оценкам следствия, достигли порядка $100 млн.
Ключевой фигурой схемы называли ближайшего соратника Владимира Зеленского Тимура Миндича, которому удалось в последний момент покинуть страну. Другим задержанным повезло меньше: пятеро человек оказались под стражей, министры юстиции и энергетики Герман Галущенко и Светлана Гринчук были отправлены в отставку, а на допрос вызвали также бывшего министра обороны, действующего секретаря СНБО Рустема Умерова.
Главным следствием расследования стало увольнение главы офиса президента Андрея Ермака, который фактически контролировал внутреннюю политику Украины. Кроме того, потеряли силы позиции самого Зеленского. Так, издание The Economist, ссылаясь на социологические данные, сообщало об обвале его рейтингов вдвое.
В условиях кризиса оппозиция в Верховной раде оживилась и попыталась выжать дополнительные уступки. Депутаты из «Евросолидарности» бывшего президента Петра Порошенко (внесен в реестр экстремистов и террористов в РФ) несколько раз за последний месяц блокировали трибуну парламента, требуя создания коалиционного правительства. По инсайдерским сообщениям, эрозия позиций начала затрагивать и пропрезидентскую фракцию «Слуга народа».
Проверкой этого состояния стала процедура голосования по бюджету, которая в итоге прошла без серьезных инцидентов. В поддержку документа в финальном чтении отдали голоса 257 депутатов. В основном это представители «Слуги народа» и небольших депутатских групп из числа бывших «регионалов». Для власти это стало первым крупным политическим успехом после начала «миндичгейта».
Наблюдатели также отметили усиление позиций главы пропрезидентской фракции Давида Арахамии. Сам Зеленский после утверждения бюджета на своих страницах в соцсетях назвал произошедшее «важным сигналом устойчивости Украины». «У нас есть четкое свидетельство для всех партнеров, что никаких внутренних оснований для нестабильности в стране не будет», — подчеркнул он.
Бюджет провалаЭкономисты характеризуют новый украинский бюджет как катастрофический. В следующем году планируется потратить 4,9 трлн гривен ($116 млрд), тогда как собственные доходы оцениваются лишь в 2,9 трлн гривен ($69 млрд). В результате образуется разрыв порядка $47 млрд, что примерно составляет 18% годового ВВП. Кроме того, в документ не включены расходы на закупку и доставку оружия — для этого требуются дополнительные $50-60 млрд, то есть суммарная нехватка может достигнуть около $100 млрд.
Следует отметить, что такая структура госбюджета стала типична для Украины после 2022 года. Традиционно после начала СВО средства от Европы и США шли на покрытие основных социальных обязательств — в том числе выплату зарплат бюджетникам и пенсий, тогда как армия финансировалась за счет собственных поступлений.
При этом проблемы с поступлением помощи возникали и ранее. На переходе 2023 и 2024 годов новые пакеты помощи Киеву в течение нескольких месяцев блокировались в Конгрессе США. После провала украинского контрнаступления и обострения внутриполитической борьбы перед президентскими выборами республиканцы отклоняли все предложения, и только по итогам длительных переговоров финансирование было согласовано.
Сейчас положение Киева стало еще более напряженным. Нынешняя администрация США категорически отказывается выделять новые пакеты помощи, а транши, согласованные при Джо Байдене, подходят к завершению. Дональд Трамп в одном из недавних выступлений подчеркивал, что Вашингтон теперь тратит не деньги, а время, то есть занят согласованием мирного договора.
В начале декабря на сайте Белого дома был опубликован новый Документ по стратегии национальной безопасности США. В нем сказано, что Вашингтон ставит целью прекращение боевых действий на Украине ради стабилизации европейской экономики и чтобы избежать эскалации отношений с Россией. При таком подходе о финансировании вооруженного противостояния речь не идет.
В этих условиях Киеву приходится делать ставку на помощь Европы, но и там пока нет ясности. В начале декабря Еврокомиссия предложила два возможных сценария финансирования. Один предполагает выпуск еврооблигаций под гарантии бюджета ЕС на сумму €90 млрд; в СМИ при этом сообщают, что власти Венгрии уже пообещали заблокировать эту идею.
Второй, обсуждаемый активнее, вариант связан с возможным использованием замороженных российских средств. Однако в Брюсселе единства в этом вопросе не наблюдается: против конфискации выступают Европейский центральный банк и Бельгия, где находится депозитарий Euroclear, в котором сосредоточена большая часть замороженных активов. Ожидается, что окончательное решение будет объявлено после саммита ЕС, запланированного на 18 декабря.
Что говорят экспертыПолитолог Александр Семченко обращает внимание на то, что в перечне защищенных расходов бюджета оказались армия, силовые структуры и телемарафон.
— Дыра в бюджете составляет порядка $50 млрд. Сложно сказать, удастся ли изыскать эти средства, сейчас многое зависит от позиции европейцев. Если помощь от ЕС не поступит, то придется секвестировать социальные расходы, в том числе сокращать пенсии, траты на образование и многое другое. Параллельно могут запустить печатный станок, раскрутив инфляцию, за счет всех этих усилий и ценой больших шоков для населения, возможно, получится выйти даже на 100% выполнения бюджета, — рассуждает он.
Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Денис Денисов отмечает, что нынешний вариант бюджета для Украины выглядит как единственно возможный.
— Собственных денег катастрофически не хватает, приходится рассчитывать на помощь Запада. Если Евросоюз не согласует новые транши, то Украина откатится не только в лихие 90-ые, но и гораздо дальше, уже весной могут возникнуть катастрофа с финансированием основных статей. Для ЕС же риски тоже очень серьезные. Если изъять российские средства, то все другие государства мира постараются моментально забрать свои активы. Это будет непоправимый удар по экономикам самих европейских стран. Найдут ли компромиссный вариант? Большой вопрос, нам остается дождаться окончательного решения, — объясняет он.