8 декабря президент России Владимир Путин заявил, что повышение НДС с 20 до 22% представляет собой временную меру, на которую пришлось пойти как на самый прямой и надежный инструмент.
«Когда коллеги и, кстати, Центральный банк поддержали, а Минфин решил, что при выборе всех инструментов всё-таки честнее, прямее и надежнее просто пойти на это повышение. Временное, надеюсь, но повышение», — сказал глава государства.
Он также обратил внимание на возможные риски, отметив, что при обсуждении повышения налога сразу возникло опасение, что часть бизнеса уйдёт в тень, чего нельзя допустить. Он подчеркнул, что основные меры по «обелению» экономики запланированы на конец 2026 года, тогда как НДС вырастет уже с начала года, поэтому решения необходимо принимать честно и открыто прямо сейчас, учитывая также внутренний политический календарь.
26 ноября доцент Финансового университета при правительстве РФ, кандидат экономических наук Татьяна Селютина сообщила, что налоговый контроль в отношении использующих нелегальные схемы компаний в России будет только усиливаться. Экономист отметила, что такие процессы логичны — на них повлияли рост показателей деятельности налогоплательщиков, причины, связанные с бюджетным фактором, а также развитие технологий, которые расширили возможности выявления налоговых нарушений и теневых схем.