Бои на границе Таиланда и Камбоджи переросли в крупнейшую эскалацию за последние месяцы. Тайские ВВС нанесли авиаудары по военным объектам Камбоджи в ответ на обстрелы, а сухопутные силы страны начали операции по «возврату суверенной территории» в провинции Сакэу. Более 385 тыс. жителей эвакуированы, закрыты школы, при этом эскалация происходит на границе — российские граждане за помощью не обращались. Стороны взаимно обвиняют друг друга в нарушении перемирия, достигнутом при посредничестве Дональда Трампа. Что делает новые столкновения практически неизбежными и вернутся ли Штаты к урегулированию — в материале «Известий».
Таиланд и Камбоджа обменялись ударамиБоестолкновения между Таиландом и Камбоджей, возобновившиеся в минувшие выходные, переросли в крупнейшую эскалацию за последние месяцы. 8 декабря ситуация ухудшилась: стороны обменялись обвинениями в нарушении перемирия, а Таиланд задействовал ВВС, нанеся удары по военным объектам на территории соседнего государства. Как сообщила тайская газета Khaosod, это случилось после того, как камбоджийские военнослужащие открыли огонь по тайским силам безопасности. Двое солдат получили ранения. Однако Khmer Times заявила, что именно Таиланд первым атаковал камбоджийские позиции.
Эскалация продолжилась 8 декабря. По данным Khaosod, Камбоджа атаковала военную базу Анупонг, убив тайского военнослужащего и ранив еще двоих. Бангкок поднял в воздух истребители F-16 для нанесения ответных ударов, одновременно зафиксировав новые боестолкновения вдоль границы. Тайская армия также сообщила об обстреле гражданских районов в провинции Бурирам. Кроме того, к границе Камбоджи были переброшены бронетранспортеры M113, пишет издание.
На этом фоне власти Таиланда распорядились эвакуировать около 70% мирных жителей приграничных районов — всего свыше 385 тыс. человек, включая учащихся более 600 школ. При этом в посольство России граждане РФ за помощью не обращались. Напряженность на границе Таиланда и Камбоджи не оказывает влияния на безопасность российских туристов, сообщили журналистам в Российском союзе туриндустрии (РСТ).
Пномпень возложил ответственность за эскалацию на Бангкок. Председатель Сената Камбоджи и бывший премьер Хун Сен заявил, что соседняя страна применяет «все виды вооружений» и нарушает октябрьскую мирную декларацию, подписанную в Куала-Лумпуре. В министерстве информации страны уже сообщили о четырех погибших и девяти пострадавших при обстрелах.
Причины конфликта Таиланда и КамбоджиКлючевыми причинами возобновления боевых действий остаются неурегулированность границы и внутриполитическая ситуация в странах, считает руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН Дмитрий Мосяков.
— Таиланд до сих пор не признает решение Гаагского суда о принадлежности храма Преахвихеар Камбодже, тогда как прилегающая территория считается находящейся под юрисдикцией Таиланда. Именно из-за неясности прохождения линии границы регулярно возникают инциденты, включая подрывы на минах и гибель людей. Пока демаркация не будет завершена, подобные столкновения будут повторяться, — сказал «Известиям» эксперт.
Конфликт вокруг храма часто используется и Таиландом, и Камбоджей как инструмент национальной консолидации в периоды внутренних кризисов. Сейчас в Таиланде, по словам Мосякова, идет сложная политическая борьба: от власти отстранена партия «Пхыа Тхаи», руководство постепенно переходило к более консервативным силам, которые намерены распустить национальное собрание, провести выборы и закрепить новый политический курс. В такой ситуации, считает Мосяков, властям важно демонстрировать решительность и позицию «защитников священного храма».
Таким образом, премьер-министр Таиланда остается компромиссной фигурой и вынужден учитывать интересы армии, которая традиционно играет значительную роль в управлении страной, говорит «Известиям» младший научный сотрудник сектора новых вызовов в Южной и Юго-Восточной Азии Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Григорий Кучеренко. Военные, как подчеркивает эксперт, стремятся к закреплению жесткой линии на границе, поскольку эскалация позволяет им усиливать собственное влияние.
Таиланд, в свою очередь, объявил о начале операции по «возврату суверенной территории» в провинции Сакэу. Бангкок обвиняет Камбоджу в расширении поселений на тайской земле и требует вывода граждан соседнего государства. Речь идет прежде всего о деревне Бан-Нонг-Чан — бывшем лагере беженцев времен камбоджийско-вьетнамского конфликта 1979 года, где многие переселенцы впоследствии остались жить. Камбоджа же позднее заявила права на эту территорию.
Наследие Французского ИндокитаяПограничный спор уходит корнями в демаркацию рубежей между Сиамом и Французским Индокитаем в 1898–1907 годах. Из-за труднодоступности горных районов несколько участков так и не были обозначены окончательно.
В 2000–2001 годах стороны согласовали временную линию разграничения и нейтральные зоны, которые должны были действовать до проведения полной демаркации. Однако она так и не была завершена. С 2005 по 2025 годы на спорных участках произошло несколько тяжелых столкновений, включая события 2011-го и четырехдневную войну 2025-го.
— Демаркацию начали, но процесс затягивается уже многие годы. У них даже была совместная комиссия по делимитации границ, но Камбоджа постоянно тормозила этот процесс. Несмотря на некоторые небольшие успехи в последнее время, проблема всё равно остается крайне острой. Поэтому при необходимости стороны смогут легко вновь вернуться к конфликту, — отмечает Григорий Кучеренко.
Весной этого года Таиланд и Кабмоджа вновь обвиняли друг друга в нарушении прекращении огня. Вашингтон тогда использовал торговые переговоры как инструмент давления. Дональд Трамп, вмешавшийся в урегулирование, заявлял, что «остановил войну» с помощью тарифов и был уверен, что ситуация «будет в порядке». Перемирие после боев 2025 года вступило в силу 29 июля — его удалось согласовать на переговорах в Куала-Лумпуре при участии США, Китая и Малайзии. Однако стабильного механизма контроля за перемирием создано не было, инциденты продолжались, и взаимные обвинения лишь усилились.
— Старые причины тоже никуда не делись. Конфликт вокруг храма Преахвихеар остается значимым для обеих сторон. На мой взгляд, политические причины здесь доминируют над экономическими. Даже несмотря на то, что США прекратили повышение тарифов, для тайцев политика важнее, — отметил «Известиям» Григорий Кучеренко.
Вашингтон с большей долей вероятности может вернуться в качестве посредника, считает эксперт. Это укладывается в логику Трампа-миротворца. По мнению Кучеренко, в ближайшее время можно ожидать публичных заявлений президент США и новых попыток давления на стороны конфликта. Однако он обращает внимание, что Таиланд уже объявил о закрытии переговорных каналов с внешними участниками.
По мнению Дмитрия Мосякова, нынешнее обострение может затянуться, так как политические перемены в Таиланде будут происходить медленно. В итоге, пограничный конфликт, будет и дальше служить удобным инструментом для демонстрации патриотической повестки и борьбы с сильной оппозицией.