Его позывной — Спутник, и судьба уготовила ему резкие повороты. Когда-то он оказался в украинской армии, но сейчас с успехом зачищает от нее территорию Донбасса. Сам Спутник из военной династии, но в 2001-м ушел в отставку, в 2014-м перебрался из Харькова в Крым, чтобы вступить в ополчение, а в 2022 году добровольцем отправился на СВО, где дослужился до замкомандира батальона в 810-й бригаде морской пехоты группировки войск «Север». Он помогал возвращать Крым в состав России, отражал контрнаступление ВСУ в Запорожской области в 2023-м, наступал под Авдеевкой, а потом очищал от киевских боевиков Курскую область. И уже дважды награжден орденом Мужества. Корреспонденты «Известий» записали рассказ Спутника о его жизненном выборе и боевом пути.
О том, как оказался в украинской армии
— Я из семьи военного. С родителями объездили много гарнизонов — от Дальнего Востока до Украины. Школу оканчивал в Харьковской области еще во времена СССР. Там же поступил в военное училище. После перевелся в другое. По окончании военного вуза оказался в украинской армии. По специальности — связист. Постепенно прошел путь от командира взвода связи до исполняющего обязанности начальника связи полка.
О первых проявлениях национализма на Украине
— В 1999 году направили меня в Черновцы получать специальную машину связи. Если в воинской части, в которую я был откомандирован, все спокойно общались на русском языке, то в городе, если ты не понимаешь украинского языка и не разговариваешь на нем, тебе даже товары в магазине не продавали. В то время я впервые заметил серьезное проявления национализма на Украине. И в 2001 году я уволился из украинской армии. Не хотелось в ней служить.
О вступлении в крымское ополчение
— После увольнения стал заниматься мелким бизнесом. И тут наступил 2014 год с его майданом. По телевизору увидел то, что происходило в Крыму. Собрал вещи и оправился на полуостров. Вступил в ополчение в Симферополе. Мы тогда быстро взяли под свой контроль местный военкомат и воинскую часть в Бахчисарае.
Мы не захватывали эти объекты с оружием в руках, нет. Контрактники, которые служили в этих подразделениях, — они же практически все были местными жителями и тоже, как и мы, желали, чтобы Крым был российским. Я занимался тем, что развозил радиостанции, устанавливал их по разным постам и обслуживал.
После референдума, на котором мы проголосовали за то, чтобы Крым стал частью России, остался служить в республиканском военкомате. Со временем перевез семью. Там прослужил два года. Затем перевелся в военный госпиталь, где ремонтировал и обслуживал медицинскую технику. А чуть позже стал начальником базы отдыха.
О стремлении на СВО
— Когда началась спецоперация, я практически сразу прибыл в военкомат и попросил меня мобилизовать. Но шло время, меня не призывали, а в сентябре 2022-го позвонили и сказали, что я не подхожу — якобы потому что у меня украинское военное образование. Пытался решить это недоразумение.
В итоге через месяц позвонили и предложили вакансию по мобилизации. Забрал повестку и отправился в один из полков территориальной обороны. Он формировался на базе 810-й бригады морской пехоты.
Там мы, мобилизованные, проходили обучение. Через месяц заступили на посты обороны Западного побережья Крыма. Но уже в январе 2023 года наше подразделение перебросили в Запорожскую область. Туда отправились полноценным батальоном. На тот момент был в должности начальника связи — командир взвода связи. Со временем комбат предложил мне занять должность его заместителя по вооружению. Я согласился.
О своем боевом пути
— Уже через несколько месяцев наш батальон занял позиции в Работино. Там оборонялись до сентября 2023-го, отражая атаки того самого украинского контрнаступа. В мои обязанности входило обеспечение батальона боекомплектом. Тогда хорошо научились его прятать и маскировать — оборудовали подземные склады.
Спустя некоторое время подразделение перебросили под Херсон. А чуть позже мы оказались на донецком направление, под Авдеевкой.
Ситуация в плане безопасности подвоза вооружения всё это время только усложнялась. Потому что невероятно быстро развивались беспилотные средства поражения. Но мы учились. Сейчас уже мы используем «птички» для того, чтобы доставлять БК, продовольствие, воду.
Об освобождении приграничных районов Курской области
— В начале августа 2024 года наш батальон отправили на курское направление. Выезжая туда, мы были обеспечены боекомплектом на 100%.
Признаться честно, период был непростой. Враг зашел на нашу территорию, активно применял все имеющиеся у него средства поражения. Но для нас это стало временем невероятного роста боевого духа. Каждый боец желал поскорее прогнать неприятеля с родной земли. Выезжая на позиции, в командные пункты, я видел то по-настоящему боевое настроение, в котором пребывал личный состав.
О применении БПЛА
— Между началом СВО и нынешним временем — космическая пропасть в плане активности применения беспилотников. В 2022-м их, можно сказать, почти не было. Сейчас их огромное количество. Понятно, что враг масштабно их применяет, но и наше противодействие постепенно эволюционировало. Научились быстро применять РЭБ, обшивать технику. К тому же специальные подразделения РЭБ, получая на свое вооружение новую аппаратуру, создают нам специальные безопасные участки, проходы. Вот благодаря этому тоже получается успешно работать.
Но только мы вздохнули немного, как появилась новая воздушная угроза — дроны на оптоволокне. Сначала они работали на дальности 10 км, затем стало 20 км, а теперь уже доходит и до 40 км. Единственный их минус — скорость. Порой получается их сбить выстрелом из ружья.
О технике и тактике
— Для доставки грузов и эвакуации раненых мы активно применяем внедорожники «Улан». Кроме того, используем роботизированную технику. Это тележка, управляемая с пульта, которая способна преодолевать расстояние до 8 км и перевозить до 100 кг. Сильно нам помогает. А ведь задача зачастую двойная стоит. Туда доставляем грузы, обратно эвакуируем раненых. В этом плане чрезвычайно надежная машина — бронемобиль «Тигр». Они у нас и переворачивались, и выдерживали попадание РПГ, и всё равно помогали вывозить раненых ребят с линии боевого соприкосновения.
Чтобы доставить боеприпасы на передний край, мы никогда не используем одни и те же маршруты, одинаковые схемы. Ведь враг не дремлет, отслеживает нас постоянно. Поэтому жизненно важно идти на хитрость. В Сумской области, например, практически везде — открытая местность. Лесополос уже почти не осталось. Естественно, это усложняет нашу работу. Но, знаете, все эти трудности — они только вдохновляют. Каждый день учимся и хитрим. Мы, кстати, со временем создали свое батальонное СТО, где ремонтируется вся наша техника. Даже собираем там самодельные багги.
Был случай, когда я со своим помощником объезжал позиции в тыловом районе. С одной из них надо было эвакуировать наше орудие «Нона». Мы ее подцепили и поехали. Проезжая очередное поле, увидели на своем пути сгоревшую «Ниву». Притормозили, чтобы объехать ее. Начинаем совершать маневр, и тут мне мой помощник указывает на установленные мины. Диверсанты ее заминировали по периметру 3–4 м. Слава богу, вовремя сориентировались и объехали.
О ранении и наградах
— Разгружали мы танк. И тут прилет «птички». Взрыв. Меня отбросило на технику и сложило пополам как книжку. К счастью, позвоночник не повредило, но кости таза немного пострадали. Очень хотелось выздороветь побыстрее. В результате через четыре месяца я вернулся в строй.
У меня два ордена Мужества. Первый получил на херсонском направлении. Тогда мы вовремя подвезли боекомплект, что, как отметило командование, серьезно поспособствовало выполнению общей боевой задачи. Второй получил за то, что наше подразделение затрофеило вражескую технику. Это были два американских БТР.
О своей семье
— Они в Крыму. Не так давно навещал их. Дочь недавно окончила Крымской государственный университет, а до этого — школу с золотой медалью. Сейчас работает в сфере журналистики.