Участие Кушнера может повлиять на шансы мирного плана США по Украине


Фото: TASS/Zuma

Кушнер стал ключевым посредником в переговорах по Украине — что это значит?

В деле урегулирования ситуации вокруг Украины заметно выделяется зять Дональда Трампа, бизнесмен Джаред Кушнер. Его участие, по мнению экспертов, опрошенных «Известиями», указывает на возраставший интерес Вашингтона к поиску компромисса по украинскому конфликту. Представитель американского лидера был активен на встречах с киевской делегацией в Майами 4–5 декабря, а до этого вёл переговоры с Владимиром Путиным в Кремле. Вскоре после этих контактов США представили новую стратегию национальной безопасности, где заявлено о необходимости восстановления стратегической стабильности с РФ, а одним из жизненно важных интересов страны названы переговоры о «скорейшее прекращение боевых действий на Украине». В Москве положительно отнеслись к изменению подхода Вашингтона. В МИД РФ при этом обратили внимание на проблему легитимности киевских властей, с которыми, по их мнению, рано или поздно потребуется подписать мирное соглашение.

Как продвигаются переговоры по Украине

После встречи в Москве 2 декабря с президентом РФ Владимиром Путиным спецпосланник Стив Уиткофф и зять главы Белого дома предприниматель Джаред Кушнер вернулись в Штаты и почти сразу же продолжили переговоры. В Государственном департаменте отметили, что 4–5 декабря они провели беседы с украинской делегацией в Майами. Киев представляли секретарь СНБО Рустем Умеров и начальник Генштаба Андрей Гнатов.

По сообщениям части СМИ, обсуждения мирного плана не завершились 5 декабря и продолжились 6 декабря. В этот день Зеленский якобы провел «долгий и содержательный» телефонный разговор с Уиткоффом. Умеров при этом подчеркнул, что для Киева приоритетом стало соглашение, которое «гарантирует защиту независимости и государственного суверенитета Украины, безопасность украинцев и создает устойчивую основу для успешного демократического будущего». Иначе говоря, Киев прежде всего ожидает от США и союзников гарантий безопасности.

Очевидно, что у Москвы и Киева взгляды на требуемые гарантии существенно расходятся. Скорее всего, этот вопрос поднимался и на московской встрече, в которой участвовали спецпредставитель президента РФ Кирилл Дмитриев и помощник главы государства Юрий Ушаков.

По итогам переговоров Ушаков отметил, что ряд предложений США оказался приемлем для Москвы, а некоторые — нет. Подробности при этом не разглашались: стороны договорились не выносить содержание бесед в публичную плоскость.

Аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян в разговоре с «Известиями» предположил, что, судя по всему, Москва и Вашингтон перешли к предметному обсуждению пунктов мирного договора. По его словам, процесс начал выглядеть так, как должен выглядеть нормальный переговорный механизм — в максимально закрытом режиме, без афиширования промежуточных результатов.

Особое внимание привлекает факт появления в дискуссиях Джареда Кушнера. Аналитик НИУ ВШЭ Егор Торопов считает, что расширение миссии Уиткоффа до тандема с зятем Трампа выгодно и для Вашингтона, и для Москвы: США получают дополнительного медиатора, который страхует Трампа от обвинений в предвзятости или некорректности Уиткоффа как посредника.

Проректор Дипакадемии МИД РФ Олег Карпович напомнил, что Кушнер зарекомендовал себя как эффективный переговорщик еще в первый срок Трампа.

— Тогда Кушнер выступил одним из архитекторов так называемых «Соглашений Авраама» на Ближнем Востоке, — напомнил он. — Несмотря на отсутствие большого дипломатического опыта, он известен вниманием к деталям и стремлением к работе на результат. Кроме того, он чрезвычайно близок лично к Трампу.

Пакет договоренностей о нормализации отношений Израиля с рядом арабских государств был подписан при посредничестве администрации Трампа в 2020 году. Эти соглашения открыли дорогу к дипотношениям, развитию торговли, инвестиций и сотрудничеству в сфере безопасности. В этом случае дуэту Кушнера и Уиткоффа действительно удалось прекратить кровопролитие и подтолкнуть стороны к компромиссам, отметил Карпович.

— Конечно, кризис на Украине значительно сложнее и глубже, но спокойный и системный подход Кушнера к делу, о котором говорил Юрий Ушаков, явно будет полезен и на этом треке, — заключил эксперт.

Зачем Вашингтон меняет стратегию в отношении РФ

Все это укладывается в общую картину изменения стратегии США относительно конфликта на Украине и в отношениях с Россией в целом. На раннем этапе переговорного цикла было заметно, что американцы не всегда глубоко погружались в тонкости урегулирования, отметил политолог Денис Денисов.

— Спустя год мы наблюдаем определенные изменения в подходах. По-видимому, Ушаков как раз и олицетворяет эти изменения с такими людьми, как Кушнер, который может глубже вникать в проблему, выслушивать и российскую, и украинскую точку зрения, но вместе с тем докладывать президенту Трампу правдивую информацию со всеми подробностями, — считает эксперт.

Следует также вспомнить сведения о возможной отставке одного из ключевых проукраинских членов администрации США — спецпосланника Кита Келлога. Как указывало агентство Reuters со ссылкой на несколько источников, Келлог планирует уйти с поста в январе.

На фоне этих событий в США обнародовали новую Стратегию нацбезопасности — документ, который формирует цели президентства Дональда Трампа. В тексте прямо указано, что «скорейшее прекращение боевых действий на Украине» является одним из ключевых интересов Вашингтона.

Кроме того, стратегия ставит приоритетом «восстановление стабильности в Европе и стратегической стабильности с Россией» и отдельно требует «положить конец восприятию и предотвратить реальность НАТО как постоянно расширяющегося альянса». Это в определенной мере связывает украинское урегулирование с более широкими изменениями в отношениях между НАТО и Россией. Ранее Кремль неоднократно указывал на расширение альянса как одну из причин конфликта на Украине.

Очевидно, что такой подход к разрешению кризиса заметно ближе к позиции Москвы. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что действующая администрация США существенно отличается от предыдущих.

«Корректировки, которые мы видим, я бы сказал, они соответствуют во многом и нашему видению, и, наверное, можно надеяться на то, что это может быть скромным залогом того, что удастся конструктивно продолжить совместную работу над поиском мирного урегулирования по Украине как минимум», — отметил он.

О том, что у Вашингтона появился конструктивный подход к украинской проблеме, говорил и Владимир Путин. Во время визита в Бишкек 27 ноября он отметил, что РФ замечает, как США в некоторой степени учитывают российскую позицию по Украине.

Есть вероятность, что Москва и Вашингтон сумеют найти согласие и по одному из ключевых вопросов — легитимности президента Зеленского. Пятилетний срок его полномочий истек в мае 2024 года, однако Киев многократно отвергал проведение новых президентских выборов, ссылаясь на военное положение.

Владимир Путин не раз обращал внимание на проблему юридической силы соглашений, которые в перспективе могут быть заключены с Украиной. В Бишкеке он подчеркнул, что пока в Киеве «нелегитимная власть», подписывать с ней документы «юридически невозможно». Также он отметил, что продление полномочий в условиях военного положения возможно только через Верховную раду Украины.

Никто не заинтересован брать на себя ответственность за подписание договора со стороной, чья легитимность может быть оспорена, заявил «Известиям» посол МИД РФ по преступлениям киевского режима Родион Мирошник.

— Как правило, в рамках переговорного процесса такие возможности легализации или подписания документов уже оговариваются внутри достигаемых договоренностей, в том числе речь идет о некоем формате легализации власти, — отметил посол.

Для решения этой проблемы потребуется целый набор шагов. Мирошник указал, что условно легитимной на территории Украины остается Верховная рада, однако ей предстоит принять необходимые решения, чтобы наделить спикера парламента соответствующими полномочиями.

— Без принятия соответствующих шагов, как внутри украинской повестки, так и за ее пределами, прийти к легальному варианту очень сложно. Поэтому это пункт обсуждения. Сегодня позиция России ясна, а дальше, я думаю, сначала нужно будет найти формулу урегулирования, а уже после этого будет ее легализация, — подчеркнул посол.

Чем похожи планы по Газе и Украине

Как ранее указывал Владимир Путин, соглашение в текущем виде поделено на четыре блока — предлагается рассматривать каждый из них отдельно. Не исключено, что вопрос легитимности украинской власти окажется в одном из этих блоков.

Надо отметить, что исходный вариант соглашения из 28 пунктов напоминал план урегулирования по Газе. И план по Газе, и план по Украине представляют собой дорожные карты из 20–30 пунктов, описывающие одновременно прекращение огня, переходный период и долгосрочную систему безопасности. Оба варианта привязаны к крупной программе экономической реконструкции под внешним управлением. Кроме того, в обоих случаях мир предполагается строить вокруг наднациональной структуры под лидерством США, которая должна «гарантировать» выполнение договоренностей.

В то же время в иных деталях планы заметно различаются. В варианте по Газе все выстроено поэтапно: сначала прекращение огня и обмены, затем ввод международных стабилизационных сил и временное внешнее управление сектором, а уже потом — экономические и политические вопросы. План по Украине же разложен на несколько тематических пакетов, которые обсуждаются сторонами как набор условий для торга, а не как строго очерченная последовательность деэскалации.

Известно, что Кушнер также принимал участие в разработке плана по Газе. Западные аналитики связывали его вовлеченность с высокой политической значимостью соглашения для США. Привлечение членов семьи к украинскому урегулированию показывает, что Трамп придает этой задаче повышенное значение и не намерен допускать ошибок, полагает Тигран Мелоян.

Однако с такой трактовкой происходящего согласны не все. По мнению Егора Торопова, в отличие от России, Европы и Украины, именно США больше всего заинтересованы в быстрой внешнеполитической победе.

— Во имя образа главного миротворца земли Трамп готов на подписание формального, теоретического и краткосрочного мира, нежели реального, практического и долгосрочного. Параллельно с активизацией медиаторских усилий США на внешнеполитическом поприще и изоляционистских тенденций во внутриполитической риторике Европа перехватила первую скрипку в деле финансовой и военной поддержки Украины, — уверен эксперт.

Старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики РУДН Камран Гасанов согласился, что США, возможно, прислушиваются к голосам Европы. По его словам, основные спорные вопросы сейчас — территории и гарантии безопасности.

Штаты допускают возможность передачи России отдельных территорий, чего Европа, по его словам, не приемлет. В части гарантий безопасности США хотят переложить основную нагрузку на европейские страны, что европейцы не готовы принять. Тем не менее, по мнению Гасанова, им придется согласовать позиции между собой: без этого Трамп вряд ли пойдет на сделку с Россией.

Лента

Все новости